Задания. 1. Для каждой ситуации, приведенной ниже, найдите соответствующий тип рыночной структуры

1. Для каждой ситуации, приведенной ниже, найдите соответствующий тип рыночной структуры:

1) совершенная конкуренция;

2) монополия;

3) монополистическая конкуренция;

4) олигополия;

5) монопсония.

а) на рынке оперирует большое количество поставщиков, каждый из которых предлагает фирменную обувь по относительно схожим ценам;

б) на рынке оперирует единственный поставщик телекоммуникационных услуг;

в) большое количество фермеров предлагают на рынке картофель по одинаковым ценам;

г) несколько крупных фирм функционируют на рынке автомобильных шин;

д) имеется единственный покупатель угледобывающего оборудования;

е) единственная фирма производит штурманские приборы.

2. На рис. 11.7 графически представлена деятельность фирм в условиях монополистической конкуренции.

Рис. 11.7. Фирма в условиях монополистической конкуренции

Ответьте на следующие вопросы:

а) при каком объеме производства фирма максимизирует свою прибыль?

б) по какой цене фирма будет продавать данный объем продукции?

в) будет ли фирма получать в этой ситуации экономическую прибыль? Если да, то какова ее величина?

г) в каком временном интервале функционирует фирма: долгосрочном или краткосрочном? Объясните Ваш ответ;

д) опишите, как может измениться ситуация в другом временном интервале (т.е. в том, который Вы не выбрали в предыдущем пункте).

3. На олигополистическом рынке оперируют две фирмы, выпускающие однородный товар. Обе фирмы обладают равными долями рынка и устанавливают одинаковые цены на товар. В табл. 11.1 приведена информация о спросе на товар и издержках каждой фирмы.


Таблица 11.1. Спрос, выпуск и издержки фирм

Цена Р, долл./ед. Объем спроса D, ед. Объем выпуска Q, ед. Общие издержки Т С, долл.
       
       
       
       
       

Ответьте на следующие вопросы:

а) какая цена будет установлена на рынке, если предположить, что каждая фирма, определяя цену на свой товар, уверена, что ее конкурент выберет такую же цену?

б) если сохраняется данное предположение, то какой объем выпуска выберет каждая фирма?

в) появятся ли на рынке в долгосрочной перспективе новые фирмы?

г) есть ли у каждой из этих двух фирм стимул назначать цену на свой товар ниже цены конкурента? Если да, то каков он?

4. На рис. 11.8 графически представлена специфическая модель рынка для олигополиста.

.

Рис. 11.8. Рынок олигополиста

Ответьте на следующие вопросы:

а) какая модель олигополистического рынка представлена?

б) предположим, что предельные издержки фирмы постоянны и равны 3,50 долл. Какой объем выпуска выберет фирма и какую при этом установит цену?

в) если предельные издержки увеличатся до 5,00 долл., то как изменятся параметры (объем выпуска и цена) равновесия фирмы?

г) в каком интервале объема выпуска олигополист сталкивается с собственной кривой спроса?

д) в каком интервале объема выпуска олигополист сталкивается с кривой рыночного спроса?

5. Ниже представлена матрица результатов для возможных стратегий двух фирм – А и Б:

  Стратегия фирмы А
   
Стратегия фирмы Б I 4000 долл. 3000 долл.
II 2000 долл. 1500 долл.

Каждая фирма имеет две возможные стратегии. Цифры в матрице означают одновременно суммы доходов для фирмы Б и суммы убытков для фирмы А.

Ответьте на следующие вопросы:

а) какова доминантная стратегия для фирмы А?

б) какова доминантная стратегия для фирмы Б?

в) какое решение в этой ситуации будет равновесным?

г) какие убытки понесет фирма А при равновесном решении?

д) какие доходы получит фирма Б при равновесном решении?

6. Две фирмы контролируют рынок цитрусовых. Продавая апельсины по цене 2000 руб./кг, они реализуют 40 т апельсинов в месяц. Каким будет их равновесное предложение в результате конкуренции по Бертрану при неизменных средних издержках производства, равных 1000 руб., т:

а) 60;

б) 70;

в) 80;

г) 90?

7. Совершенно конкурентный рынок с равновесным объемом продукции 100 тыс. автомобилей в год захватили две фирмы. Каким будем объем выпуска каждой из них в случае получения ими нулевой экономической прибыли при условии равенства средних и предельных издержек при любом объеме выпуска, тыс. автомобилей:

а) 25 и 50;

б) 50 и 50;

в) 25 и 75;

г) 75 и 25?

8. Фирма функционирует в условиях монополистической конкуренции. Функция предельной выручки фирмы имеет вид: MR = 20 – 2Q, долгосрочных предельных издержек: LMC = Q – 1; минимум долгосрочных средних общих затрат: LACmjn = 12. Каков избыток производственной мощности фирмы?

9. Функция спроса на продукцию монополиста имеет вид: Р = 10 – 2Q, функция общих затрат монополиста: ТС = 4 + AQ – Q2. Определить цену, при которой прибыль монополиста будет максимальной, сумму этой прибыли и объем производства.

10 Монополия владеет двумя заводами, функции общих затрат которых имеют вид: ТС1 = 20Q1; ТС2 = 0,25Q22. Функция спроса на продукцию монополии имеет вид: Q = 400 – 2Р. Определить оптимальную для монополии цену, общий объем производства и выпуск на каждом заводе, а также сумму прибыли.

11 Функция общих затрат фирмы, функционирующей в условиях совершенной конкуренции, равна: ТС = 8Q + Q3, рыночная цена продукции: Р = 20 ден. ед. При каком объеме выпуска прибыль фирмы будет максимальна?

12 Предельные издержки фирмы-лидера: MCL = 3 + QL, предельная выручка фирмы-лидера: MRL = 27 – QL. Цена, установленная фирмой-лидером, – 24 ден. ед. Функция предложения остальных фирм на рынке данной продукции: PL = 6 + 6Qа.

Определить рыночный спрос на данную продукцию.

13 В отрасли действуют 2 фирмы, предельные издержки которых постоянны и равны 10. Спрос на продукцию данной отрасли описывается уравнением: Р = 400 – 2Q. Сколько продукции произведет каждая фирма и какова будет цена 1 изделия в отрасли?

Тесты

1. Долгосрочное равновесие на рынках монополистической конкуренции означает что:

а) рыночные цены равны минимальным значениям долгосрочных средних издержек;

б) цены уравниваются с предельными издержками;

в) фирмы не получают экономической прибыли;

г) все имеющиеся производственные мощности задействованы.

2. Картельное соглашение окажется нестабильным, если:

а) фирмы, входящие в картель, достаточно «терпеливы»;

б) фирмы не в состоянии определить нарушителя;

в) члены картеля имеют одинаковые издержки;

г) картель регулирует производство однородной продукции.

3. Стимулов нарушить картельное соглашение тем меньше, чем:

а) длиннее лаг между нарушением и обнаружением действий;

б) выше вероятность того, что нарушение окажется не замеченным;

в) выше коэффициент дисконтирования;

г) все, что перечислено, верно.

4. Олигополистический рынок схож с рынком монополистической конкуренции в том, что:

а) отсутствуют любые барьеры для проникновения в отрасль;

б) для фирм характерно стратегическое поведение;

в) действует незначительное количество продавцов;

г) фирмы обладают рыночной властью.

5. Рынки совершенной и монополистической конкуренции имеют общую черту:

а) производятся дифференцированные товары;

б) на рынке оперирует множество покупателей и продавцов;

в) для каждой фирмы характерна своя горизонтальная кривая спроса;

г) выпускаются однородные товары;

д) рыночное поведение каждой фирмы зависит от реакции ее конкурентов.

6. На долгосрочном временном интервале:

а) фирмы, оперирующие в условиях совершенной конкуренции, получают нулевую экономическую прибыль;

б) фирмы, оперирующие в условиях монополистической конкуренции, получают нулевую экономическую прибыль;

в) высокие входные барьеры на пути вступления в рынок делают возможным получение функционирующими фирмами положительной экономической прибыли;

г) олигополисты и монополисты, оперирующие на не конкурентных рынках, могут получать экономическую прибыль;

д) все предыдущие утверждения верны.

7. Вы исходите из предположения, что, если Ваша фирма снизит свою цену, конкуренты соответственно снизят свои цены. Однако если Вы повысите ее, ни одна фирма не последует Вашему примеру. Это означает, что Ваша фирма:

а) сталкивается с конкуренцией «не на жизнь, а на смерть»;

б) имеет ломаную кривую спроса;

в) является ценовым лидером на олигополистическом рынке;

г) наиболее эффективная в отрасли;

д) одна из конкурентных фирм в отрасли.

8. Первым экономистом, кто попытался создать теорию олигополии, был:

а) Эдвард Чемберлин;

б) Огюстен Курно;

в) Джоан Робинсон;

г) Джон Гэлбрейт;

д) Карл Маркс.

9. Какой из перечисленных ниже продуктов никогда не производился в рамках картельного соглашения производителей:

а) нефть;

б) бананы;

в) сахар;

г) пшеница;

д) кофе?

10. Наиболее вероятно, что участник картеля мог бы увеличить свою прибыль:

а) продавая свой товар по более низкой цене, чем у других участников картеля;

б) устанавливая более высокую цену, чем у других участников картеля;

в) проводя активную неценовую конкуренцию;

г) ограничивая выпуск своей продукции ниже установленной квоты, чтобы повысить цены;

д) настаивая на том, чтобы картель постоянно повышал согласованную цену.

11. Сторонники точки зрения, состоящей в том, что монополистическая конкуренция достаточно эффективна и выгодна потребителям, утверждают, что:

а) дифференциация продукции благоприятствует лучшей реализации разнообразных вкусов потребителей;

б) в условиях монополистической конкуренции фирмы производят эффективный с точки зрения рынка объем продукции;

в) совершенная конкуренция ведет к ожесточенной ценовой войне между фирмами;

г) в условиях монополистической конкуренции достигается эффективное с точки зрения общества использование ресурсов;

д) все предыдущие утверждения верны.

12. Олигополия – это рыночная структура, где оперирует:

а) большое количество конкурирующих фирм, производящих однородную продукцию;

б) большое количество конкурирующих фирм, производящих дифференцированную продукцию;

в) небольшое количество конкурирующих фирм;

г) только одна крупная фирма;

д) только один крупный покупатель.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: