Объективная необходимость планирования деятельности фирмы в рыночных условиях

Основные функции планирования

Экономическая сущность и содержание планирования

Объективная необходимость планирования деятельности фирмы в рыночных условиях

СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ

1.2 Предмет, объект и задачи науки «Планирование деятельности фирмы»

В современных рыночных отношениях планирование экономической деятельности всех предприятий и фирм является важной предпосылкой свободного производства и предпринимательства, распределения и потребления ресурсов и товаров. В мире ограниченных производственных ресурсов рыночное планирование их использования служит основной экономической свободы как производителей товаров и услуг, так и потребителей материальных благ. В условиях рынка, когда ценообразование на произведенные товары и услуги осуществляется самостоятельно и свободно конкурирующими фирмами, каждый хозяйствующий субъект самостоятельно решает, какие товары и в каких количествах им следует производить в плановом периоде. В экономической деятельности хозяйствующих субъектов в условиях рынка, таким образом, возникает известная рыночная самостоятельность и привычка каждого самому выбирать свой правильный путь, вера в собственные силы, осмотрительность и вместе с тем быстрота в выборе решений, умение и способности предвидеть будущее и определять курс своих действий.

В условиях нестабильности рыночной конъюнктуры, обусловленной динамизмом внешней среды, в которой работают предприятия, место и роль планирования возрастают. Любое хозяйственное решение, принимаемое в условиях риска, требует тщательного технико-экономического обоснования, прогнозирования как будущего результата, так и условий его реализации, что можно осуществить только с помощью средств и методов планирования. Поэтому изучение теории и практики внутрифирменного планирования занимает важное место в подготовке специалистов экономико-управленческого профиля.

Практика стран с развитыми рыночными отношениями показала, что полноценная жизнь общества в целом, а, следовательно, и нормальное функционирование предприятий не может обеспечиваться только рыночными механизмами регулирования, поскольку рынок имеет ряд ограничений и недостатков, не смотря на то, что общество не придумало лучшего механизма распределения. Таким образом, рынок имеет ряд недостатков, таких как:

1. Рыночная система допускает угасание конкуренции – главного катализатора предпринимательской активности. Основные причины этого заключаются в том, что:

· предприниматели в погоне за прибылью пытаются освободиться от влияния конкуренции в результате слияния, банкротств и т.п.

· зачастую требуется сокращение большого числа мелких структур и сохранение небольшого числа более крупных для достижения максимальной эффективности производства на основе применения новейших технологий (Ли Якокка «Я – менеджер»).

2. По мере ослабления конкуренции рыночная система теряет способность распределять ресурсы в точном соответствии с желаниями потребителей. В результате могут производиться не те товары, которые необходимы обществу (навязывание потребителю фактически производимых товаров – а/м «Жигули»);

3. Рыночной системе свойственно неравное распределение денежных доходов (первый на рынке всегда получает сверхприбыль). В итоге возникает серьезная дискриминация предпринимателей, имеющих разные накопления, в возможностях реализовывать свои способности на рынке (высокий налог на наследство);

4. Рыночная система не способна обеспечить полное удовлетворение общественных потребностей, не связанных с личным потреблением (оборона, социальная сфера и др.);

5. Рыночная система не гарантирует полной занятости трудоспособного населения и стабильного уровня цен.

Рыночной экономике присущ ряд противоречий, в частности между:

Ø необходимостью создания условий для свободной конкуренции и стремлением отдельных предпринимательских структур обеспечить себе монопольное положение на рынке и в его сегментах;

Ø предпринимательским типом хозяйствования и поддержанием допустимой дифференциации доходов товаропроизводителей;

Ø нормальным качеством жизни всех членов общества и незаинтересованностью предпринимателей в производстве общественно-необходимых товаров и услуг (экологически чистых и т.п.);

Ø непрерывным расширенным воспроизводством и циклами деловой активности;

Ø необходимостью высокой текущей эффективности и необходимостью больших затрат времени и средств на поиск перспективных элементов рыночной системы.

В связи со всем выше сказанным, и как свидетельствует опыт развитых и развивающихся стран мира, всовременной экономике должны органически сочетаться и непрерывно взаимодействовать рыночный механизм и государственное регулирование. При этом мера влияния государства в разных странах различна и зависит от имеющихся институциональных условий, т.е. созданных обществом ограничений, на основе которых формируются и развиваются взаимоотношения между людьми.

Различают:

ü формальные институты:

· законы, иные установленные правила;

· органы и организации, регулирующие отношения в стране;

ü неформальные институты:

· неписаные правила, обычаи, традиции, принципы (уважение к главе поселковой администрации в КЧР).

Регулирование экономики выступает предпосылкой возможности устойчивых рыночных отношений. Механизм государственного регулирования каждой национальной экономики определяется как общими закономерностями, так и специфическими чертами экономики каждой страны. Российской экономике как объекту регулирования присущи следующие особенности, определяющие ее характер, структуру, динамику, место вмировом экономическом пространстве:

1. Крупномасштабная экономика, что определяется территорией страны (17,1 млн км2 – 1-е место в мире) и численностью населения (около 150 млн. человек – 9-е место в мире, 2% от общего населения земли). На первом месте по населению – Китай – 1млрд 360 млн. жителей – 19% от общей численности населения на земле.

2. Богатство и разнообразие природных ресурсов – земельных, минеральных, лесных, водных. По площади сельскохозяйственных угодий (198 млн. га), пашни (121 млн. га), лесов (7,7 млн. км2), объему водных ресурсов (4,3 тыс. км3 речного стока в год, 2 млн. озер), разведанным запасам нефти, газа, угля, руд черных металлов, некоторым видам цветных металлов, горно-химического сырья Россия занимает первое или одно из первых мест в мире. К сожалению, эффективному использованию природных богатств зачастую мешают неблагоприятные климатические условия: около 70 % территории занимают районы Крайнего Севера и приравненные к ним мест­ности.

3. Значительное социокультурное разнообразие, накладывающее отпечаток на социально-экономические отношения. На территории России проживают представители более 100 национальностей и народностей, имеется ряд конфессий (христианско-православная, мусульманская, буддийская и др.).

4. Многоукладность экономики, сформировавшаяся в результате проводимых реформ. Около 35% трудоспособных занято в государственном и муниципальном секторах, 45% – в частном секторе, 12% – в смешанном, постоянно растет доля работающих на предприятиях с иностранным участием.

5. Дифференциация региональных показателей хозяйственного и социального развития 89 субъектов Российской Федерации.

6. Высокая доля импортных товаров в товарных ресурсах розничной торговли – более 40 %.

Перечисленные особенности свидетельствуют о необходимости научно обоснованного подхода к выбору и реализации модели планирования социально-экономического развития не только на государственном или региональном, но и на уровне отдельных организаций, внешние и внутренние условия осуществления деятельности которых могут не только существенно отличаться, но и постоянно изменяются.

Как правило, выделяют три основных объекта планирования:

• организация (фирма);

• территория;

• национальная экономика в целом.

На современном этапе главным звеном планирования становитсяорганизация. При этом оно наполняется новым содержанием:

· фирма самостоятельно организовывает планирование своего развития;

· главными целевыми ориентирами при этом становятся такие показатели, как прибыль, себестоимость, окупаемость;

· появились новые показатели: норма прибыли на капитал, наличие свободных денежных средств, ликвидность и др., требующие новой психологии мышления специалистов и руководителей предприятий.

Рыночное планирование внутрихозяйственной деятельности служит основой современного маркетинга, производственного менеджмента и в целом всей экономической системы хозяйствования.

Таким образом, планирование в условиях рыночной экономики – это процесс непрерывной творческой деятельности, научно-обоснованная система свободного выбора основных видов продукции и услуг предприятия, важнейших экономических и социальных целей его перспективного развития, наилучших технических средств и организационных способов решения выдвинутых перспективных целей и задач.

1.2 Предмет, объект и задачи дисциплины «Планирование деятельности фирмы»

Планирование служит основой целенаправленной экономической деятельности человека как в коллективной в процессе производства и потребления материальных благ, так и личной индивидуальной, в ходе ведения домашнего хозяйства и собственного бизнеса.

Планирование – это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей.

К факторам, обусловливающим возрастающую роль науки планирования, можно отнест и:

рост числа управленческих кадров, который усиливает требования к уровню организации его работы и подготовке;

рост масштабов общественного производства, усложнение хозяйственных связей, что требует улучшения координации процессов производства, распределения, обмена и потребления;

расширение и усложнение международных связей;

изменение методов хозяйствования, переход к рыночным отношениям, что требует кардинальной перестройки системы пла­нирования на всех уровнях управления экономикой;

развитие научно-технического прогресса;

Предметом изучения является исследование закономерностей, принципов и методов построения возможных состояний фирмы в будущем на основе анализа ее современного состояния, а также тенденций развития в быстро меняющихся внешних условиях.

В качестве предмета науки планирования выступает исследование отношений, которые складываются между участниками производственного процесса по поводу установления и реализации приоритетов, целей, пропорций и комплекса мероприятий, обеспечивающих их достижение.

Эти отношения проявляются в:

• кооперации труда различного вида и масштаба;

• производственно-хозяйственных процессах, совершающихся в экономических системах.

Планирование охватывает все сферы жизни общества. В каждой из них люди упорядочивают свою деятельность. Однако основу существования общества составляет материальное производство. Отношения по поводу производства определяют общественное бытие людей. Внутри общественного производства решающая роль принадлежит его главной сфере – непосредственному производству, которое является объектом данной науки.

Объектом изучения является процесс конкретного воспроизводства продукции (товаров, услуг) в рамках отдельной фирмы (например, производственный процесс в колбасном цехе).

Объектом планирования на предприятии является его деятельность, под которой понимается выполнение им своих функций.

Как известно, основными функциями (видами деятельности) предприятия являются:

1. Хозяйственная деятельность. Главной задачей предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов собственника имущества и членов трудового коллектива. Достижение этой задачи возможно только путем производства и реализации необходимой обществу продукции и оказания услуг. Предприятие может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законодательством и отвечают целям, предусмотренным в уставе предприятия. Однако основным видом хозяйственной деятельности является производственная, в процессе которой ресурсы превращаются в продукцию.

Хозяйственная деятельность включает следующие стадии:

исследования и разработки. На этой стадии рождаются идеи создания новых или улучшения существующих изделий и процессов;

производство, в процессе которого происходит превращение исходных ресурсов и идей в конечную продукцию;

маркетинг, обеспечивающий надежный прогноз спроса и реальные заказы на продукцию;

формирование и использование ресурсов; четный период как в целом по предприятию, так и его структурным подразделениям.

2. Социальная деятельностьобеспечивает условия для воспроизводства работника и реализации его интересов. Сюда входит политика оплаты труда, деятельность предприятия, направленная на обеспечение безопасных условий труда для всех работающих. Предприятие несет ответственность за причиненный их здоровью и трудоспособности ущерб. Важной составляющей социальной деятельности является подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров рабочих и служащих, что может осуществляться в собственных учебных заведениях или на основе договоров в государственной и негосударственной сети учебных заведений.

Предприятие обязано постоянно улучшать условия труда и быта работников. Для отдельных категорий работающих могут устанавливаться различные льготы. Например, женщины, имеющие малолетних детей, и подростки обеспечиваются работой преимущественно в дневное время, беременные женщины переводятся на более легкую работу с безвредными условиями труда, пенсионеры и инвалиды, работавшие до ухода на пенсию на данном предприятии, пользуются наравне с его работниками имеющимися возможностями по медицинскому обслуживанию, обеспечению жильем, путевками в оздоровительные и профилактические учреждения.

Перечисленные мероприятия требуют значительных средств и проводятся на плановой основе.

3. Экологическая деятельность. В процессе производственно-хозяйственной деятельности предприятие может наносить вред окружающей среде. Экологическая деятельность предприятия направлена на снижение и компенсацию отрицательного воздействия его производства на природную среду. Предприятие также несет ответственность за несоблюдение требований и норм по рациональному использованию, восстановлению и охране земель, недр, лесов, других природных ресурсов. Оно обязано возместить ущерб, причиненный окружающей среде в результате его деятельности. Финансирование таких мероприятий производится за счет собственных средств или иных источников и должно быть четко увязано с основной деятельностью.

Планирование как наука имеет собственные методы исследований:

1. Конкретно-исторический подход. Предусматривает изучение отношений планирования как процессов, находящихся в стадии развития и изменения под влиянием действующих на них факторов. Все процессы планирования рассматриваются в тесной связи с конкретной исторической обстановкой той или иной страны.

2. Системный подход –позволяет подходить к исследованию количественных и качественных параметров протекания вероятностных процессов в сложных социально-экономических системах с системных позиций. Системный подход предполагает, во-первых, рассмотрение системы планирования производством как единого целого, со своими законами развития. Во-вторых, возможность расчленения системы на подсистемы и исследования их взаимодействия, поскольку каждая подсистема воздействует как на все другие подсистемы, так и на систему в целом. Тем самым создается возможность вскрыть закономерности и связи подсистем, их соотношение и субординацию, дать не только качественные, но и количественные оценки.

3. Комплексный подход. Так же, как и системный, он предполагает рассмотрение явлений в их связи и зависимости. Комплексный подход предусматривает:

• совместное использование методов исследований нескольких наук;

• рассмотрение всей совокупности целей планирования по уровням;

• рассмотрение различных проблем планирования с точки зрения временных интервалов и т.д.

4. Экспериментпредставляет собой метод поиска или уточнения взаимосвязи социально-экономических явлений опытным путем. В планировании эксперимент, как и моделирование, служит для апробации намеченных решений.

Преимущества эксперимента:

• возможность специально вызвать изучаемое явление, не ожидая его естественного появления;

• возможность повторения опыта и накопления данных для количественного анализа изучаемых явлений.

Недостатки эксперимента:

• трудность искусственного создания условий, тождественных естественным;

• ограниченная возможность воздействия на социально-экономические объекты в исследовательских целях;

5. Моделирование. Сущность моделирования заключается в создании такого аналога планируемого процесса, в котором отражены его важнейшие, с точки зрения цели исследования, свойства и опущены второстепенные черты.

В планировании моделирование применяется в следующих случаях:

Ø когда необходимо разработать проект системы, не создавая ее в реальной жизни;

Ø когда необходимо совершенствовать имеющуюся систему, а эксперимент на реальной системе невозможен или экономически не оправдан, например, в силу больших затрат;

Ø когда эксперимент в условиях реальной системы связан с ее разрушением.

«Планирование деятельности фирмы» – экономическая наука, которая основывается на достижениях экономической теории в области познания закономерностей и законов развития экономики, выяснении тенденций социально-экономического и научно-технического прогресса.

Наука тесно связана с другими экономическими дисциплинами:

• экономика,

• экономика предприятия,

• организация производства на предприятии,

• менеджмент,

• маркетинг и др.

В процессе разработки проблем «Планирование деятельности фирмы» должны использоваться достижения биологических и технических наук.

Задачи планирования определяются стратегией развития фирмы, нацеленной на ее эффективное функционирование не только в настоящем, но и в будущем.

Планированием деятельности фирмы занимаются руководители всех уровней управления и специалисты разных категорий. Но функционально руководят данным процессом экономисты. Поэтому им необходимо знать:

· теоретические и методологические основы планирования деятельности фирмы;

· систему планов, их содержание и методику расчета основных показателей;

· порядок организации планирования сотрудниками фирмы.

Они должны уметь:

- исследовать рынок и определять виды и объемы производства товаров и услуг;

- прогнозировать динамику спроса, предложения и уровень рыночных цен на выпускаемую продукцию с учетом ожидаемого изменения внутренней и внешней среды;

- разрабатывать прогрессивные нормы и нормативы расхода экономических ресурсов на производство продукции и услуг;

- оптимизировать систему аналитических и плановых документов фирмы, их содержание и методику разработки;

- координировать планово-аналитическую работу персонала предприятия;

- осуществлять анализ и контроль результатов деятельности фирмы.

Исходя из этого, основные задачи данного курса заключаются не только в изучении теории и методологии планирования, но и в получении навыков осуществления плановой работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: