Рисунок 3.3 - Основные направления маркетинговых исследований
На практике применяют различные формы проведения маркетинговых исследований, классификация которых осуществляется по следующим критериям:
1) По виду объекта исследования. Например, при исследовании рынка это исследование рынков сбыта, рынков производительных сил, рынка капитала и т.д.
2) По территориальному признаку: региональное, национальное, интернациональное исследование.
3) По временному признаку исследования, например, рынка, могут быть ретроспективными, оперативными (текущими), диагностическими и прогнозными.
4) По продуктивному (вещевому) признаку – например, для исследования средств производства, средств потребления, услуг.
5) По виду показателей, характеризующих объект исследования, которые делятся на объективные исследования (например, для исследования сбыта это цена, объем продаж, структура спроса) и на субъективные исследования (например, для исследования сбыта это возраст, пол, профессия).
6) По способу получения данных и информации – первичные (полевые) и вторичные (кабинетные) МИ.