Линейные и нелинейные преобразования сырых значений шкалы

Стандартные показатели могут быть получены как линейным, так и нелинейным преобразованием первичных показателей. Линейные преобразования получаются вычитанием из первичного показателя константы и дальнейшего деления на другую константу, поэтому все соотношения, характерные для первичных показателей, также имеют место и для линейных. Наиболее часто используется z–оценка (Формула 3).

Но в силу того, что часто распределени е итоговых баллов по той или иной шкале не является нормальным, из этих стандартизованных показателей нельзя вывести процентилей, т.е. оценить, как много процентов испытуемых получили такой же показатель, что и данный испытуемый.

Если процентильная нормализация с переводом в стены и линейная нормализация с переводом в стены дают совпадающие значения стенов, то распределение считается нормальным с точностью до стандартной десятки.

Чтобы добиться сопоставимости результатов, принадлежащих к распределениям различной формы, может быть применено нелинейное преобразование.

Нормализованные стандартные показатели, полученные с помощью нелинейного преобразования, – это стандартные показатели, соответствующие распределению, преобразованному так, что оно принимает вид нормального. Для их расчета создаются специальные таблицы перевода сырых баллов в стандартные. В них приводится процент случаев различных степеней отклонений (в единицах σ от среднего значения). Так, среднее значение, которое соответствует достижению 50% результатов группы, может приравниваться к 0. Среднее значение минус стандартное отклонение может быть приравнено к -1, это новое значение будет наблюдаться примерно у 16% выборк и, а значение +1 – примерно у 84%.

На этой основе строятся станайны и стены.

Стенайн (среднее = 5, σ = 2) – это стандартизованный показатель, благодаря которому нормальное распределение разбивается на девять интервалов таким образом, что 1-й и 9-й стенайны содержат по 4% выборк и, 2-й и 8-й – по 7%, 3-й и 7-й – по 12%, 4-й и 6-й – по 17%, 5-я - 20%.

Аналогичным образом Р.Б.Кеттел делит шкалу сырых баллов на десять интервалов, которые обозначаются как стены (среднее = 5,5, σ = 2).

Публикация психологического опросника


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: