Обычно появление экспериментальной психологии ассоциируется с использованием в психологии экспериментального метода. В 1879 г. немецкий психолог В. Вундт (1832—1920) открывает в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии, а затем Институт психологии в 1881 г. Он же дает название новой науке и пишет монументальный труд «Основы физиологической психологии» (1873—1874), где собирает и объединяет в новую дисциплину созданное различными исследователями. С этого момента принято вести отсчет истории психологии как самостоятельной науки.
Программа Вундта логично вытекала из эмпирической и ассоциативной психологии. Он унаследовал такие исторически сложившиеся принципы, как апперцепция, ассоциация и опыт. Метод самонаблюдения исследователь считал единственным прямым методом психологии, поскольку предмет психологии — непосредственный опыт, как он дан самому человеку.
Задачей психологии, по Вундту, является разложение непосредственного опыта сознания на элементы, выделение связей элементов друг с другом и определение законов этих связей. Элементы сознания — это
|
|
Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 18
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru
19 of 147
ощущения, представления и чувствования. Основными процессами психики, результатом творческого синтеза которых и выступает сознание, являются процессы перцепции и апперцепции. Апперцепция — это активный процесс, с помощью которого сознание реализует свой потенциал к самоорганизации. Апперцепция противостоит механистическому принципу ассоциации, так как приводит к образованию осмысленных и упорядоченных совокупностей психических элементов. В лаборатории Вундта проводились исследования восприятия цвета, простых звуковых раздражителей и исследования времени реакции. Вундт полагал, что, измеряя время реакции, можно экспериментально продемонстрировать три этапа реакции человека на раздражитель: восприятие, апперцепцию и проявление воли (мышечное движение). Проделанная школой В. Вундта работа заложила основы экспериментальной психологии и была ориентирована на общенаучный экспериментальный метод.
Однако прежде всего ученые конца XIX в. (среди которых В. Вундт, Д. Локк, Ф. Брентано, У. Джеймс и др.) трактовали психологию как науку о «непосредственном опыте» и ставили перед собой задачу исследования сознания человека. Ум одновременно получает идеи и занимается их рассмотрением. Исследователей привлекало особое свойство процессов сознания: непосредственная открытость субъекту эксперимента и «закрытость» этих же процессов для остальных.
|
|
Человек (испытуемый), считали они, может исследовать этот «непосредственный опыт» с помощью метода рефлексии, т. е. посредством «самонаблюдения», а затем рассказать о своих ощущениях экспериментатору. Метод интроспекции, или самонаблюдения, предложенный Вундтом, развил в своих экспериментах его ученик Э. Титченер (1867— 1927). Он рассматривал следующие задачи структурной психологии:
1) разложение душевного состояния на составные части;
2) установление того, каким образом соединены эти части;
3) установление соответствия законов комбинации этих частей с физиологической организацией. Эти задачи не находились в противоречии с задачами психологии, предложенными Вундтом. Отличие состояло в том, что Титченер строго ограничивал возможное содержание отчета испытуемого о самонаблюдении. Например, испытуемому показывали яблоко. Подготовленный интроспекционист должен был «забыть» о том, что перед ним яблоко и отчитываться о «цветовых пятнах», «изгибах линий» и т. д. Результатом этих исследований стала книга «Очерки психологии», где Титченер представил список о 44 тыс. элементарных ощущений.
Одновременно со структурной психологией Вундта и Титченера развивалась теория актов сознания Франца Брентано (1838—1917). Главным предметом психологии Брентано считал не содержание и структуру сознания, а активность сознания. В 1874 г. ученый выпустил труд «Психология с эмпирической точки зрения».
И все же путь развития психологии показал, что только самонаблюдение не может быть источником достоверных знаний о психике.
Во-первых, оказалось, что процедура интроспекции чрезвычайно субъективна: как правило, в своем отчете испытуемый обнаруживал именно то, что интересовало исследователя и соответствовало его теоретическим представлениям.
Более того, обнаруживались несовпадения результатов у разных авторов или даже у одного экспериментатора.
При этом многие опыты проводились публично, что также обесценивало результаты. Во-вторых, после работ французских психиатров М. Ж. Шарко (1825—1893), И. Бернгейма (1840—1919) и особенно австрийского психолога 3. Фрейда (1856—1939) стало совершенно ясно, что сознание — это не вся психика. Кроме осознаваемого человеком существуют многие психические явления, которые им не осознаются, поэтому метод самонаблюдения бессилен перед бессознательным.
В-третьих, необходимость исследовать психику животных, маленьких детей, психических больных заставляла обходиться без метода самонаблюдения.
В-четвертых, работы психоаналитиков показали: то, что осознается человеком, часто является
рационализацией, результатом работы защитных механизмов, т. е. искаженным восприятием, а вовсе не
достоверным знанием.
Интроспективная психология сознания не смогла объяснить многие явления психики. Так, программе
Вундта была противопоставлена понимающая психология В. Дильтея и его последователя Э. Шпрангера.
Главной задачей психологии они считали не объяснение закономерностей душевной жизни человека, а ее
понимание в субъективно понимаемой целостности.
Психология, с их точки зрения, принадлежит не к циклу наук о природе (таким, как физиология, химия и т.
п.), а к наукам о духе (к которым относятся история и культурология). Дильтей и Шпрингер утверждали, что
в науках о духе, и в психологии в том числе, неприменим естественнонаучный, по сути, экспериментальный
метод. Методом гуманитарных наук должен быть метод понимания, или эмпатии (вчувствования в
изучаемый объект).
Структурализму Вундта также противостоял функционализм Вильяма Джеймса (1842—1910). Джеймс
предложил альтернативный аналитической интроспекции способ изучения сознания. Он использовал
метафору «поток сознания», которая фиксировала динамичность психических явлений. Если остановить
|
|
Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 19
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru
20 of 147
поток сознания, он терял свои свойства, превращаясь в мертвый «срез» реальности психической жизни.
Джеймс ввел «личностное» измерение сознания, считая, что сознательный опыт всегда переживается как
«мой», как «принадлежащий мне». Джеймс внес огромный вклад в изучение психологии личности,
психологии эмоций, внимания и памяти.
В психологической науке начали открывать собственно психологические закономерности, действующие
независимо от сознания, иначе говоря — объективно.
Так, были получены различные данные в области открытия законов памяти, в частности в исследованиях Г.
Эббингауза (1850—1909). Занявшись проблемой памяти, ученый изобрел особый объект — бессмысленные
слоги, то есть отобрал такие раздражители (около 2300 слогов), которые не вызывают никаких ассоциаций.
Были испробованы и тщательно просчитаны различные варианты запоминания: количество слогов, время
заучивания, повторения и т. д.
Э. Торндайк (1874—1949), разрабатывая и преобразовывая понятие об ассоциации, приходит к способу
научения.
Свои опыты исследователь проводил над животными, используя так называемые проблемные ящики:
животное могло выйти из ящика, лишь приведя в действие особое устройство.
Метод научения определялся формулой «пробы, ошибки и случайный успех». Ассоциации трактовались
ученым прежде всего как присущие телесному организму интеллектуальные процессы. До Торндайка
своеобразие интеллектуальных процессов считалось следствием идей, мыслей, умственных операций (как
актов сознания). У Торндайка же они выступили в виде независимых от сознания двигательных реакций
организма.
Закрепление ассоциаций психология в дальнейшем отнесла к процессам памяти. Автоматизированные, благодаря повторению, действия, стали называться навыками.
Необходимо сказать еще о двух крупных фигурах экспериментальной психологии середины XIX в.: это Ф. Гальтон (1822—1911) и А. Бине (1857—1911).
|
|
Ф. Гальтона иногда называют первым практикующим психологом. Используя наличные экспериментально-психологические методики, присоединив к ним изобретенные им самим, он поставил их на службу изучения индивидуальных вариаций. Это относилось как к телесным, так и к психическим признакам. Он создал лабораторию в Лондоне, где каждый мог за небольшую плату измерить свои физические и психические способности, между которыми, по Гальтону, существуют корреляции. Гальтон замыслил охватить исследованиями все население Англии, с тем чтобы определить уровень психических ресурсов страны, но через его лабораторию прошло «только» 9000 человек.
Свои испытания он обозначил словом тест, которое навсегда вошло в психологический лексикон. Он применял тесты, касающиеся работы органов чувств, времени реакции, образной памяти (найдя, например, сходство зрительных образов у близнецов).
Гальтон стал преобразователем экспериментальной психологии в дифференциальную, изучающую различия между индивидами и группами людей.
Французский психолог Альфред Бине известен прежде всего своим тестом интеллекта. Он поставил задачу выявить и отделить способных к учению, но ленивых детей от неспособных детей, страдающих прирожденными дефектами. Опыты по изучению внимания, памяти, мышления были проведены на многих испытуемых различных возрастов. Экспериментальные задания Бине превратил в тесты, установив шкалу, каждое из делений которой - содержало задания, выполнимые нормальными детьми определенного возраста. Эта шкала приобрела популярность во многих странах. В Германии В. Штерн ввел понятие «коэффициент интеллекта» — IQ.
Данный коэффициент соотносил «умственный» возраст (определяемый по шкале Бине) с хронологическим («паспортным»).
Это направление стало важнейшим каналом сближения психологии с практикой.
Психология выходила на новый виток своего развития и осваивала практическую область. Предметом анализа стали не только элементы и акты сознания, познаваемые только методом интроспекции, а телесные реакции, изучаемые объективным методом. С опытами первых психологов-экспериментаторов рушится воззрение на сознание как на замкнутый в себе внутренний мир.
Несостоятельность интроспективной психологии сознания побудила одних психологов (представителей глубинной психологии, психоанализа) обратиться к исследованию бессознательного, других заняться изучением поведения (бихевиористов, представителей объективной психологии).