От простого наблюдения эксперимент отличается тем, что исследователь, изучая какое-либо явление,
может произвольно изменять условия, при которых оно совершается, и, наблюдая результаты такого
вмешательства, делать выводы о закономерностях изучаемого явления.
Лабораторный эксперимент. Исследования проводятся в в лабораторных условиях. Применяется
специальная аппаратура, задания четко спланированы, а испытуемый включен в эксперимент добровольно и
знает, что подвергается исследованию.
Например, экспериментатор исследует скорость реакции в ответ на подаваемые им сигналы разной
интенсивности. Или изучает действия
испытуемого, которому нужно найти выход из лабиринтов разного уровня сложности. При этом
экспериментатор наблюдает и фиксирует, какие приемы, средства и формы поведения применяет
испытуемый, выбираясь из предложенных лабиринтов.
Дальнейший анализ полученных результатов, где прослеживается структурное строение применявшихся
испытуемым приемов, получил название структурного анализа.
|
|
Изменяя условия, в которых протекает эксперимент, или изменяя условия протекания психических
процессов в сознании субъекта, выделяют независимую переменную и зависимую переменную.
Независимая переменная — это тот фактор, который экспериментатор может изменять в соответствии с
планом эксперимента.
Зависимая переменная — это словесный отчет испытуемого, как зависимый фактор.
Лонгитюдное исследование — это длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых,
позволяющее определить возрастную и индивидуальную изменчивость фаз жизненного цикла человека.
Экспериментатор может проследить и сравнить, как в течение какого-то периода времени, например года,
изменяются возможности ребенка в решении задач, научился ли он справляться с трудностями и др.
Лонгитюдное исследование ведется в условиях не лабораторного, а естественного эксперимента.
Естественный эксперимент переносит исследования в обычные, естественные условия (урок,
собеседование, игра, домашние занятия и др.).