Язык и речь. Связь мышления с развитием речи

Для мыслительной деятельности человека существенна ее взаимосвязь не только с чувственным познанием, но и с языком, с речью. В этом проявляется одно из принципиальных противоречий между человеческой психикой и психикой животных. Элементарное мышление животных всегда остается лишь наглядно-действенным; оно не может быть отвлеченным, опосредованным познанием. Такое примитивное мышление оперирует с предметами в наглядно-действенном плане и не выходит за его пределы. Только с появлением речи становится возможным отвлечь от познаваемого объекта то или иное его свойство и закрепить,


Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с.



Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru


87 of 147


зафиксировать представление или понятие о нем в слове.

Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, в которой она только и становится

непосредственной действительностью для других людей и для нас самих. Чем глубже и основательнее

продумана мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И

наоборот, чем больше оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее

становится сама эта мысль. Человеческое мышление, в каких бы формах оно ни осуществлялось,

невозможно без языка.

Язык как система знаков служит средством осуществления человеческого общения и мышления. Освоение

языка ведет к развитию речевой и мыслительной деятельности, открывая возможность понимать,

осмысливать и использовать знания, полученные другими людьми и составляющие культуру.

Язык дает возможность индивиду основывать свое поведение преимущественно на социальном опыте, а не

только на индивидуально приобретенном и видовом, что характерно для животных.

Овладевая языком, человек приобретает средство анализа мира.

Язык как социальное явление является условием возникновения и развития речи как явления

психологического.

С позиции психологии речь — это вынесенная вовне психика субъекта и соответственно одна из

важнейших психологических функций, дающая человеку возможность быть понятым окружающим.

Речь имеет две взаимосвязанные функции: коммуникативную (социальную) и интеллектуальную.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: