Для мыслительной деятельности человека существенна ее взаимосвязь не только с чувственным познанием, но и с языком, с речью. В этом проявляется одно из принципиальных противоречий между человеческой психикой и психикой животных. Элементарное мышление животных всегда остается лишь наглядно-действенным; оно не может быть отвлеченным, опосредованным познанием. Такое примитивное мышление оперирует с предметами в наглядно-действенном плане и не выходит за его пределы. Только с появлением речи становится возможным отвлечь от познаваемого объекта то или иное его свойство и закрепить,
Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru
87 of 147
зафиксировать представление или понятие о нем в слове.
Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, в которой она только и становится
непосредственной действительностью для других людей и для нас самих. Чем глубже и основательнее
продумана мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И
|
|
наоборот, чем больше оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчетливее и понятнее
становится сама эта мысль. Человеческое мышление, в каких бы формах оно ни осуществлялось, —
невозможно без языка.
Язык как система знаков служит средством осуществления человеческого общения и мышления. Освоение
языка ведет к развитию речевой и мыслительной деятельности, открывая возможность понимать,
осмысливать и использовать знания, полученные другими людьми и составляющие культуру.
Язык дает возможность индивиду основывать свое поведение преимущественно на социальном опыте, а не
только на индивидуально приобретенном и видовом, что характерно для животных.
Овладевая языком, человек приобретает средство анализа мира.
Язык как социальное явление является условием возникновения и развития речи как явления
психологического.
С позиции психологии речь — это вынесенная вовне психика субъекта и соответственно одна из
важнейших психологических функций, дающая человеку возможность быть понятым окружающим.
Речь имеет две взаимосвязанные функции: коммуникативную (социальную) и интеллектуальную.