Развитие культуры в XVIII в

Установление фанариотского режима в Молдове и Валахии и консолидация Габсбургского господства в Трансильвании не смогли затормозить процессов развития национальной культуры. Развивались традиции, основы которых были заложены в предыдущем веке. Письменный румынский язык обогащался новыми формами. Разработка проблемы происхождения и единства румынского народа, которой занимались книжники XVII в., была продолжена в произведении Иоана Некулче, Дмитрия Кантемира.

Господство фанариотов способствовало в то же время и распространению греческой культуры, габсбургское господство - распространению латинского языка и культуры. Греческий язык, распространившийся в Молдове и Валахии еще в XVII в., приобретает большее значение в XVIII в. благодаря тому факту, что обоими государствами правили господари-фанариоты. Этот язык стал языком высшего образования и был языком культуры, особенно в среде господствующего класса. Помимо позитивных аспектов румыно-греческих контактов, следует отметить и отрицательные моменты, выражавшиеся в значительном ограничении употребления родного языка, особенно в высших слоях общества.

Еще в XVII в. в румынских странах широко распространяются идеи гуманизма, впервые появившиеся в произведениях трансильванца Николая Олахуса. В качестве господствующего течения, гуманизм утверждается в румынских княжествах в XVIII в.

К середине XVIII в. в Молдове и Валахии начинают утверждаться идеи Просвещения, возникают философские, политические и эстетические течения, представители которых Вольтер, Руссо, Бэкон, Монтескье и др. выступали за ликвидацию сословных привилегий и установление новой социальной системы. Носителями идей Просвещения стали прогрессивные бояре и представители духовенства, среди которых выделяются А. Хотиниул, И. Стамати, И. Дэрмэнеску.

Прогрессивные течения проникают в румынские государства из Европы различными путями. Здесь нашли прибежище многие участники Французской революции. Усиление экономических связей с европейскими государствами привело к более широкому обмену духовными и культурными ценностями. Дети состоятельных семей обучались в университетах Франции, Италии, Австрии. Помимо этого утверждается практика приглашения иностранных гувернеров в боярские семьи. Все это и обусловило проникновение передовых идей в румынские страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: