Казахстан в начале 20 в

В Начале 20 в. Казахстан стал сырьевой базой, рынком сбыта и составной частью российской экономики.

Железные дороги в конце 19-начале 20 вв. позволили царизму: широко использовать сырье региона, обеспечить быструю переброску армии России, ускорить вовлечение Казахстана в общероссийскую экономику, надеясь еще крепче связать Среднюю Азию и Казахстан с промышленными центрами России, повлиять на социально-экономическое развитие Казахстана. Промышленный объект построенный к 1905 г. - железная дорога Оренбург - Ташкент (для связи с Южным Казахстаном и ликвидации его хозяйственной обособленности). При строительстве железных дорог казахов выселяли. Среди рабочих-казахов было много железнодорожников. В целом у казахов-рабочих низкая профильная квалификация.

В 1900 г «Общество буксированного пароходства учреждено на Иртыше». Роль водного пути на Иртыше была велика в подъеме экономики северо-востока Казахстана. Особенно развитой в Казахстане была горнодобывающая промышленность.

В канун революции работали крупные предприятия (по 300-400 человек): железная дорога Ташкент - Оренбург, спасала медеплавильные заводы, цветмет Восточного Казахстана, шахты Караганды.

Столыпинская аграрная реформа начала организованное переселение русских крестьян в Казахстан. Массовое переселение крестьян в Казахстан (со 2-й половины 19 в.) достигло пика в начале 20 в. Колонная аграрная политика царизма - главная предпосылка революционных выступлений. К 1906- 07 гг. у казахов отобрали 17 млн. десятин земли; к 1916 г. - 40 млн. га земли; к 1917 г - 45 млн. «Главное управление земледелия и переселения» занималось перемещением переселенцев.

Изъятием земель в начале 20 в. занимался Переселенческий фонд. Переселенцы, имевшие свыше 15 десятин - кулаки. В переселенцах царизм видел свою социальную опору в крае. На рубеже 19-20 вв. из-за изъятий земли выросло число казахских батраков. Поэтому, (по Рыскулову), из-за переселенческих политик характерными стали этнические русско-казахские конфликты. Переселенцы стали опорой царизму.

Цели реформы и переселенческой политики: изменить национальный состав населения и сгладить революционное движение в России. Удельный вес коренных жителей края упал.

Русская революция 1905-07 гг. Толчок к росту рабочего и крестьян, движения дало развитие сельского хозяйства. Выступления казахских шаруа против массового изъятия земель. Причина революции: колониальная аграрная политика царизма. Повод: Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. Манифест царя от 17 октября казахская национально-демократическая интеллигенция критикует.

"Русско-киргизский союз борьбы против капитала" (1905 г) - 1-я рабочая организация на Успенском руднике. Здесь была самая крупная русско-казахская интернациональная забастовка против иностранных капиталистов. Рабочие выдвинули социально-экономические требования. Их частично удовлетворили. 1 из лидеров забастовки - П. Топорнин.

В Казахстане началась революционная деятельность Куйбышева, Фрунзе. Один из 1-х марксистских кружков возник в 1902 г в Оренбурге. Ссыльные антиправительственных течений распространяли революционные идеи. Требования массовой стачки в Семипалатинске: ограничения рабочего дня 10 часами, оплата дней болезни, рост зарплаты, запрет принудительного труда в нерабочее время. Для усмирения забастовки (с политическими требованиями) почтово-телеграфических служащих в ноябре 1905 г в Семипалатинске вызвана военная колонна.

Основная причина развития национально-демократического движения - массовое переселение крестьян. М.Дулатов организовал антиправительственный митинг в Каркаралинске в мае 1905 г. В октябре 1905 г в Перовске прошла интернациональная политическая демонстрация, а в Оренбурге массовая политическая стачка.

21.11.1905 г против антинародной политики царизма выступили солдаты Жаркента. В дек 1905 г в Павлодаре прошел митинг рабочих водных путей. 10.01.1906 г. министр внутренних дел Дурново силой, подавил крестьянские волнения. 25.10.1906 г в Омске прошла политическая демонстрация, обеспокоившая царизм. Подавляя кочевников царизм опирался на военно-казачий контингент. Во 2-ю Государственную Думу от кочевников Акмолинской области избран мулла Кошагулов, а от Жетысу 1-й казах, инженер Тынышпаев.

Причины поражения революции: малочисленность коренных рабочих; у большевиков (глава организаторов революционных событий) не было широкой поддержки; отсутствие союза рабочих и крестьян, отдаленность от крупных политических центров России, недостаток опыта в агитационно-пропагандистской работы. После революции в Казахстан и Сибирь переселяли крестьян из районов социальных потрясений.

С 1912 г - новый подъем демократического движения в Казахстане. Ф. Щербина - участник освободительного движения, статист и глава группы по изучению земельного вопроса в Казахстане.

Культура. По закону 1906 г открыты смешанные русско-казахские школы. Закон о Просвещении 1906 г. создавал препятствия конфессиональным мусульман, школам. Туркестан, учительская семинария готовила кадры для школ.

В начале 20 в. Русское Географическое общество развивало издание книг. А. Байтурсынов (жил в Оренбурге в 1910-17 гг.) основал еженедельную газету «Казах» (1913-18 гг.) и стал ее редактором. Он автор сборника «Маса». Газета "Казах" разоблачала царизм и возрождала казахское национальное самосознание. Байтурсынов накануне войны писал: «Само существование казахов стало проблемой». Журнал «Айкап» - наиболее популярное периодическое просветительское издание в начале 20 в. «Облает, ведомости» рупор царизма и облает, губернаторов.

После революции были впервые изданы книги: Шакарима Кудайбердиева (лучший ученик Абая) и Байтурсынова. Кудайбердыев (член РГО) - автор поэмы «Калкаман - Мамыр», книг «Летописи ханов» и «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханов» (1911 г). М. Дулатов автор книг: «Оян, казак!», «Несчастная Жамал» и «Терме». А. Бокейханов участвовал в издании «Материалов по киргизскому землепользованию».

Байганин выдающийся поэт, пропагандист народных сказаний и героических преданий о славных батырах. М.Шамсутдинова - «казах, соловей». На развитие культуры повлияли: революция 1905-07 гг., отступление демократии, новый подъем освободительного движения, налаживание издательского дела. Казахская культура начала 20 в. была частью мирового культурного процесса и имела своеобразие кочевой жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: