Технологий как средств обучения

Последние годы характеризуются широким внедрением компьютеров в учебный процесс вузов. Компьютеры также могут рассматриваться как ТСО, но в силу принципиальных отличий обработки информации компьютерами от обычных технических средств, а также вследствие новых возможностей организации управления учебной деятельностью с помощью компьютеров некоторые вопросы их применения целесообразно выделять отдельно.

Компьютерные учебные демонстрации постепенно становятся важным средством предъявления информации в хорошо оборудованных учебных аудиториях. При этом имеется эффектная возможность по ходу лекции иллюстрировать явления и разнообразные процессы с помощью гибких и наглядных компьютерных динамических моделей, с гибким управлением параметрами моделей непосредственно походу изложения материала. Связка компьютер+телевизионная система открывает для лектора новые богатейшие дидактические возможности увеличения эффективности лекций, тем более что в настоящее время число готовых программ-моделей постоянно возрастает, а возможности Интернета делают эти модели все более доступными.

Новые информационные и коммуникационные технологии позволяют воплотить на практике реальную интеграцию учебных дисциплин, найти точки соприкосновения между общеобразовательными и специальными дисциплинами и, тем самым, осуществить идею междисциплинарных связей. Таким образом, в фокусе образования оказалась методологическая подготовка студента не только по каждой отдельной дисциплине, но и их интеграция с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Развитие компьютерной техники и технологии за последнее время привело к значительным изменениям в понимании роли информационных процессов в жизни общества и возможностей применения средств вычислительной техники в обучении. Сфера применения компьютерной техники в образовании постоянно расширяется: так от использования компьютера и сопутствующих ему информационных технологий как объекта изучения предмета информатики акценты переносятся к широкому использованию его как средства для интенсификации учебного процесса по общеобразовательным дисциплинам.

В рамках выделенных направлений рассмотрим возможности применения сети Интернет в обучении педагогики. Ресурсы Интернет, которые могут быть использованы в преподавании теории и технологии обучения в высшей школе, включают в себя:

· WWW (Всемирная паутина);

· E-mail (Электронная почта);

· Телеконференции.

Серверы Всемирной паутины могут быть использованы:

- преподавателем для поиска дополнительной и обновленной информации к занятиям;

- студентами для поиска информации в процессе подготовки различного рода творческих работ (докладов, рефератов, деловых игр, учебных конференций и т.п.).

Электронная почта может быть использована:

- преподавателями для обмена учебно-методической информацией со своими коллегами, методистами, ведущими учеными из самых разных регионов страны и мира;

- студентами для обмена учебными творческими работами со своими сверстниками из других вузов;

- преподавателями и студентами для взаимного обмена информацией в процессе реализации задач дистанционного обучения и реализации телекоммуникационных проектов.

· Телеконференции могут быть полезными:

- преподавателям при обсуждении в режиме on-line наиболее актуальных вопросов содержания и методов обучения в высшей школе, других важных и интересных проблем;

- студентам при участии в различного рода образовательных и познавательных телекоммуникационных проектах.

Использование компьютерных технологий преподавателями-предметниками вызывает сегодня больше вопросов, чем имеет готовых ответов и решений. Тем не менее, использование в образовательной деятельности Интернет-технологий, значительно повышает мотивацию обучения у студентов, действительно помогает более продуктивно внедрять современные педагогические технологии, такие как: личностно-ориентированное обучение, метод проектов, развитие интегративного подхода, обучения в деятельности.

Говоря о междисциплинарных контактах при обучении студентов, нельзя не сказать, что компьютер является универсальным средством обучения и может быть с успехом использован в преподавании дисциплин любого блока, в частности и блока психолого-педагогических дисциплин, на самых различных по организации и содержанию занятиях. Поэтому при изучении тех или иных тем важно определить ту форму учебной деятельности, которая наиболее согласуется с компьютерной технологией. Ею может быть и лекция, и практическое занятие, и лабораторное, и семинарское, и самостоятельная работа, и контроль и др.

Мы считаем, что с помощью компьютера могут быть реализованы все виды учебной деятельности, и поэтому в качестве примера предлагаем следующую схему проведения занятий по любой из дисциплин педагогического блока с использованием информационных и коммуникационных технологий:

1. Чтение преподавателями курса лекций по тем или иным разделам педагогики высшей школы с использованием компьютерных технологий. С развитием информационных и телекоммуникационных технологий можно говорить как о применении этих технологий для чтения лекционного материала, так и о переходе к электронным лекциям.

В первом случае преподаватель только дополняет лекционный материал компьютерной презентацией теоретического материала; видеорядом для иллюстрации цифрового, графического или наглядного материала; моделями психолого-педагогических событий, явлений и процессов. Для осуществления лекционных демонстраций необходим мощный компьютер, или «электронная доска», на которой демонстрируется материал, или, возможен вариант (когда группа студентов небольшая) демонстрации по сети непосредственно в компьютерном классе.

Электронные лекции предполагают распространение лекционного материала по компьютерным сетям. Лекционный текст в такой лекции может представлять собой не только традиционный текст, а подборку научно-методических статей по педагогике или выдержек из них, а также учебных материалов, которые готовят обучающихся к будущим дискуссиям по лекциям. Особую актуальность такие лекции приобретают в дистанционном образовании.

2. Проведение практических и семинарских занятий. Здесь мультимедиа-технологии могут использоваться как средство для отработки студентами навыков и умений самостоятельно решать дидактические задачи по изучаемому курсу. На практических занятиях возможно применение программ поддержки учебного процесса, информационно-справочных систем, обучающих программ.

3. Осуществление к онтрольных проверок знаний и умений обучаемых студентов не только на учебных занятиях, но и во время экзаменов, защиты курсовых и дипломных работ и т.п.

С помощью компьютера могут быть реализованы все основные формы контроля, начиная от вступительных экзаменов и заканчивая выпускными:

- текущий (он мотивирует обучение и может проводиться в виде устного опроса, письменных контрольных работ, проверки отчетов по практике и т.д.);

- тематический (посредством его оцениваются результаты изучения темы или раздела программы);

- рубежный (близкий к тематическому, но предназначенный для проверки усвоения крупного раздела программы перед переходом к изучению следующего);

- итоговый (применяется при проверке знания всего курса и свидетельствует об итогах работы преподавателя и обучаемого);

- заключительный (проводится при выпуске обучаемых и осуществляется комиссией).

При проведении контроля знаний в условиях междисциплинарной направленности обучения особая роль отводится междисциплинарным тестам. Методика создания таких тестов должна базироваться на требованиях соответствующего образовательного стандарта, который вскрывает междисциплинарный характер обучения. Междисциплинарные тесты диагностируют усвоенные знания и умения, а в случае затруднений помогают построить или скорректировать тактику изучения дисциплины. Эффективность организации заключается в специальном средстве самодиагностики знаний и умений, представленном в форме междисциплинарного теста и позволяющем самостоятельно корректировать тактику изучения дисциплин.

4. Проведение в традиционном и сетевом варианте научных и методических семинаров со студентами и преподавателями в системе образования, а также различного рода конференций и выставок, направленных на повышение их научной и профессиональной квалификации (с использованием on-line и off-line технологий, Audio Conferencing, Video Conferencing, телеконференции).

5. Самостоятельное изучение учебных курсов студентами, а также использование методов дистанционного обучения, которые в последние годы получают все более широкое распространение.

При компьютеризации обучения именно самостоятельная работа как вид учебной деятельности показывает наибольшую эффективность и результативность. Это тем более важно, что современная тенденция образования направлена на сокращение аудиторных занятий и увеличение тем самым часов, отданных на самоподготовку. Самостоятельная работа студентов - это и изучение по сети электронного варианта лекций, и самоконтроль, и обучение, и тренировка, и поиск информации по Internet. При самостоятельной работе студентов возможно как частичное, так и полное использование компьютерной техники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: