Исследовательской деятельности

Итак, мы убедились в том, что современный выпускник вуза, например, магистр сферы образования, должен быть готов к осуществлению научно-исследовательской деятельности. Готовность к данному виду деятельности позволит ему в дальнейшем (в профессионально-педагогической работе) на научном уровне решать воспитательно-образовательные задачи.

Рассмотрим сначала сущность понятия «готовность студентов к научно-исследовательской деятельности». Для этого изучим значения ключевых понятий - «научно-исследовательская деятельность» и «готовность».

На вопрос, что такое научно-исследовательская деятельность студентов, мы уже ответили в процессе раскрытия второго пункта данной лекции. С чисто исследовательской точки зрения под научно-исследовательской деятельностью студентов принято понимать деятельность, связанную с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу, включающую следующие этапы её решения: постановку проблемы; изучение теории, посвященной данной проблематике; подбор методик исследования и практическое овладение ими; сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

Поскольку общие теоретические подходы к организации научно-педагогических исследований нами уже рассматривались на лекции по теме: «Методология и методы научных исследований по педагогике», то здесь мы можем использовать диалогический прием изложения материала.

Преподаватель: Вспомните, уважаемые студенты, из каких компонентов состоит структура или, как мы называли, научный аппарат исследования?

Ответы студентов (ответы разные, мы представляем их в обобщенном варианте).

Структура научно-исследовательской деятельности представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообуславливающих компонентов: мотив (актуальность) - совокупность социально обусловленных и личностных потребностей, направленных на область исследования, что определяет противоречие и проблему исследования; цель - получение объективно нового знания о реальности и формирование способов действия по овладению этим знанием; объект - выделенный для изучения фрагмент материальной или духовной действительности; предмет - совокупность устанавливаемых свойств объекта; процесс - последовательность действий, протекающих в соответствии с логикой научного исследования; продукт - объективно новое знание о действительности.

Понятие «готовность рассматривается как личностное образование, определяющее состояние личности, включающее мотивационно-ценностное отношение к научной деятельности, систему методологических знаний, исследовательских умений, позволяющих продуктивно их использовать при решении возникающих профессионально-педагогических задач.

На основании согласования структурных компонентов понятий «научно-исследовательская деятельность студентов» и их «готовность» к этому виду деятельности определены следующие компоненты «готовности студентов к научно-исследовательской деятельности»:

мотивационный, характеризующийся осознанием значимости знаний о научно-исследовательской деятельности, наличием личностного смысла и положительным мотивом к занятию научно-исследовательской деятельностью;

ориентационный, включающий в себя представления о логике и этапах научного познания, структуре научного исследования, этапах научно-исследовательской деятельности, экспериментальных основах изучения явлений, способах получения и обработки результатов;

деятельностный, определяющийся умениями выявлять противоречия, видеть проблему исследования, формулировать гипотезы, планировать и реализовывать собственную исследовательскую деятельность, работать с литературой, анализировать, выделять главное, осуществлять подбор соответствующих исследовательских материалов и средств для проведения исследования, делать выводы;

рефлексивный, предполагающий способность к самоанализу, объективной самооценке, самокритике, готовность к преодолению трудностей, выявлению и устранению их причин

В соответствии с определенными компонентами разрабатываются и соответствующие им критерии (мотивационный, ориентационный, деятельностный, рефлексивный), а также уровни сформированности готовности студентов к научно-исследовательской деятельности:

Высокий уровень сформированности готовности студентов к НИР характеризуется интересом к изучаемой дисциплине и научно-исследовательской деятельности и пониманием ее структуры и значимости.

Средний уровень характеризуется поверхностным представлением о научно-исследовательской деятельности.

Низкий уровень характеризуется малым представлением о научно-исследовательской деятельности, неумением видеть проблему, выделять противоречие, неспособностью самостоятельно выстроить логику исследования и т.д.

В педагогической науке вопрос готовности студентов к научно-исследовательской деятельности уже рассматривался. У большего числа студентов представления о научно-исследовательской деятельности неполные, а умения, соответствующие научно-исследовательской деятельности, практически отсутствуют. Установлено, что 70 % студентов имеют низкий уровень сформированности готовности к научно-исследовательской деятельности, а 30 % - средний уровень.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: