Самостоятельной работы студентов

В первую очередь необходимо достаточно четко определить, что же такое самостоятельная работа студентов.

Прежде всего, отметим, что понятие «самостоятельная работа» студентов шире, чем «внеаудиторная работа». В общем случае самостоятельная работа - это любая деятельность, связанная с воспитанием мышления будущего профессионала. Любой вид занятий, создающий условия для зарождения самостоятельной мысли, познавательной активности студента связан с самостоятельной работой.

В данном широком значении под самостоятельной работой следует понимать совокупность всей самостоятельной деятельности студентов как в учебной аудитории, так и вне ее, как в контакте с преподавателем, так и в его отсутствии.

В более узком (конкретизированном) смысле это:

- индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя (Педагогический энциклопедический словарь, с..253);

- работа по заданиям педагога (или по заданиям, помещенным в учебных пособиях, обучающих программах) без непосредственного участия педагога ( Б. П. Есипов);

- характер заданий и уровень активности, требуемой для их исполнения, могут быть различными — от репродуктивных работ до творческих, от полусамостоятельных до полностью самостоятельных (П. И. Пидкасистый);

В педагогической литературе существуют разные точки зрения по отношению к определению самостоятельной работы. Так, В.И. Загвязинский рассматривает самостоятельную работу как деятельность студентов по усвоению знаний и умений, которая протекает без непосредственного руководства преподавателя, хотя и направляется им.

И.А. Зимняя отмечает деятельностный характер самостоятельной работы. В деятельностном определении самостоятельная работа рассматривается ею как организуемая самим обучаемым в силу его внутренних познавательных мотивов, в наиболее удобное, рациональное с его точки зрения время, контролируемая им самим в процессе и по результату деятельность на основе опосредованного, системного управления ею со стороны учителя (обучающей программы, дисплейной техники).

По мнению М.И. Махмутова, показателями наличия познавательной самостоятельности являются: а) умение обучаемого самостоятельно добывать новые знания из различных источников и приобретать новые умения и навыки как путём заучивания, так и путём самостоятельного исследования и открытия; б) умение использовать приобретённые знания, умения и навыки для дальнейшего самообразования; в) умение применять их в практической деятельности для решения любых жизненных проблем.

Особенностью методики обучения в высшей школе, по мнению С.И. Архангельского, является обучение студентов методам самостоятельного познания и научно обоснованного действии.

Ввиду наличия различных вариантов определения самостоятельной работы в педагогической литературе, мы будем придерживаться следующей формулировки: самостоятельная работа - это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Цель самостоятельной работы студентов - научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию методами самостоятельной работы.

Основная задача вузовского преподавателя в организации самостоятельной работы студентов заключается в создании психолого-дидактических условий для развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы.

В стандартах высшего профессионального образования на внеаудиторную работу отводится в среднем 27 часов в неделю бюджета времени студента. Кроме того, большая часть времени, отводимого на аудиторные занятия, включает и самостоятельную работу студентов.

Таким образом, времени на самостоятельную работу в учебном процессе вполне достаточно. Вопрос в том, как максимально эффективно использовать это время. В общем случае возможны два основных направления построения учебного процесса на основе самостоятельной работы студентов.

Первое - это увеличение роли самостоятельной работы в процессе аудиторных занятий. Реализация этого направления требует от преподавателей разработки методик и форм организации аудиторных занятий, способных обеспечить высокий уровень самостоятельности студентов и улучшение качества подготовки.

Второе - повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время.

В этих её значениях самостоятельная работа реализуется: а) непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ; б) в библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач. Границы между этими видами работ достаточно размыты, а сами виды самостоятельной работы пересекаются.

В частности, одним из её направлений, на наш взгляд, является работа на лекции, которая требует от студентов максимальной мобилизации внимания, сосредоточения, мыслительной активности и самостоятельной познавательной деятельности. Лекция – это подготовка будущего специалиста высшей квалификации к осознанию необходимости самообразования как главного фактора в дальнейшем успешном профессиональном росте. Лекция «материализуется» в конспекте, т.е. в своеобразном продукте самостоятельной работы студента. Высокое качество этого продукта является показателем глубины понимания и усвоения изучаемого материала.

При проведении семинаров и практических занятий студенты могут выполнять самостоятельную работу как индивидуально, так и малыми группами (творческими бригадами), каждая из которых разрабатывает свой проект (задачу). Выполненный проект (решение проблемной задачи) затем рецензируется другой бригадой по круговой системе. Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль самостоятельной работы и усиливают стремление к ее качественному выполнению.

Выполнение лабораторного практикума, как и другие виды учебной деятельности, содержит много возможностей применения активных методов обучения и организации самостоятельной работы студентов на основе индивидуального подхода. При проведении лабораторного практикума необходимо создать условия для максимально самостоятельного выполнения предложенной работы.

Виды и структура самостоятельной работы студентов.

В зависимости от времени проведения самостоятельной работы и характера руководства ею со стороны преподавателя и способа его контроля за её результатами она подразделяется на следующие виды:

– самостоятельная работа во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ);

– самостоятельная работа под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов;

– внеаудиторная самостоятельная работа при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.

В зависимости от места организации и проведения самостоятельная работа представляет единство следующих трех взаимосвязанных видов:
1) внеаудиторная самостоятельная работа;

2) аудиторная самостоятельная работа, которая осуществляется под непосредственным руководством преподавателя;

3) творческая, в том числе научно-исследовательская работа.

Конечно же, самостоятельность перечисленных выше видов работ достаточно условна, и в реальном образовательном процессе эти виды пересекаются друг с другом.

В целом же, самостоятельная работа студентов под управлением преподавателя является педагогическим обеспечением развития целевой готовности к профессиональному самообразованию и представляет собой дидактическое средство образовательного процесса.

Внеаудиторные самостоятельные работы студентов, в свою очередь, сами имеют разнообразные виды:

- подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы. Студенту желательно предоставить право выбора темы и даже руководителя работы;
- выполнение домашних заданий разнообразного характера. Это - решение задач; перевод и пересказ текстов; подбор и изучение литературных источников; разработка и составление различных схем; выполнение графических работ; проведение расчетов и др.;
- выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы. Индивидуальное задание может получать как каждый студент, так и часть студентов группы;
- выполнение курсовых проектов и дипломных работ;
- подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах и др.

Условно самостоятельную работу студентов подразделют на базовую и дополнительную.

Базовая самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям для всех дисциплин учебного плана. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных контрольных работ, тестовых заданий, сделанных докладов и других форм текущего контроля.

Базовая самостоятельная работа студентов может включать следующие виды:

- работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы;

- поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса;

- выполнение домашнего задания или домашней контрольной работы, предусматривающих решение задач, выполнение упражнений и т.п. и выдаваемых на практических занятиях;

- перевод текстов с иностранных языков;

- изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку;

- практикум по учебной дисциплине с использованием программного обеспечения;

- подготовка к лабораторным работам и к практическим и семинарским занятиям;

- подготовка к контрольной работе и коллоквиуму;

- подготовка к зачету и аттестациям;

- написание реферата (эссе) по заданной проблеме.

Дополнительная самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины. Она может включать следующие виды работ:

- выполнение какого-то исследовательского проекта;

- исследовательская работа и участие в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах;

- анализ научной публикации по заранее определенной преподавателем теме;

- анализ статистических и фактических материалов по заданной теме, проведение расчетов, составление схем и моделей на основе статистических материалов.

Студент, приступающий к изучению учебной дисциплины, получает информацию обо всех видах самостоятельной работы по курсу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: