Методологические основы государственного регулирования инновационной деятельности

Государственное регулирование инновационной деятельности, реализуемое посредством целенаправленного воздействия органов государственного управления на экономические интересы институтов инновационной сферы, предполагает в качестве условия своей эффективности предвидение реакций этих институтов на действия государственных организаций. Таким образом, орган государственного управления, становясь субъектом регулирующего воздействия, должен сформулировать собственные цели в виде желаемого состояния объекта управления либо желаемых результатов его деятельности.

Для достижения сформулированных целей орган государственного управления избирает конкретные меры воздействия, восприятие которых объектами регулирования, будучи соотнесенными, с их собственными целями инициирует последних к выработке, а в последствии реализации определенных управленческих решений, изменяющих экономическое поведение инновационных организаций в процессе создания инновационного продукта, либо на рынке инноваций.

Целесообразно воздействие государства на научно-техническую, инновационную и экономическую сферу в странах с рыночной экономикой с целью повышения инновационной активности в национальной экономике относить этот процесс не к управленческому, а регулирующему воздействию [72]. Государственное регулирование является формой целесообразного воздействия государства на экономическую систему с целью обеспечения или поддержания определенных процессов и изменений экономических явлений, посредством содействия формированию хозяйственных связей и пропорций, координации экономической деятельности на основе согласования частных и общественных интересов.

Основными функциями государственных органов в инновационной сфере являются следующие:

- аккумулирование средств на НИОКР и инновации;

- координация инновационной деятельности;

- стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;

- создание правовой базы инновационных процессов, в том числе системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;

- кадровое обеспечение инновационной деятельности;

- формирование инновационной инфраструктуры;

- институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;

- обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;

- повышение общественного статуса инновационной деятельности;

- региональное регулирование инновационных процессов;

- регулирование международных аспектов инновационных процессов.

Государственное регулирование базируется на выборе приоритетных, стратегических направлений и ориентиров эффективного научно-технологического и социально-экономического развития. Одной из задач государственного регулирования является проведение комплекса мер по организационно-нормативной и государственной финансово-ресурсной поддержке инновационной активности субъектов хозяйствования [73].

Государственная научно-техническая политика – это система целенаправленных мер, способствующих комплексному развитию науки и техники. Государственной инновационной политикой является система мер, способствующих интенсивному осуществлению хозяйствующими субъектами инновационной деятельности [74].

Все выше названные направления государственного регулирования в инновационной сфере присутствуют в Республике Казахстан.

Рассмотрим механизм формирования государственной инновационной политики в республике.

Организационной формой разработки государственной инновационной политики могут служить взаимодействующая совокупность министерств и ведомств, общественные организации субъектов научной деятельности, субъектов сферы производства.

В Казахстане такими формами выступают Правительство Республики Казахстан, Министерство индустрии и торговли, Министерство образования и науки, Министерство экономики и бюджетного планирования, и другие, в общем количестве 13 министерств, 7 агентств.

Данные о фактическом состоянии инновационной сферы могут быть получены через систему статистической отчетности, предоставляемой Агентством Республики Казахстан по статистике. В частности, 17.06.2003 г. Приказом Агентства утверждена Анкета № ИН – 001 исследования тенденций развития инновационной деятельности промышленных предприятий и строительных организаций, 11.11.2003 г. утверждена форма статистического наблюдения № 1 – инновация «Сведения об инновационной деятельности организации» [75].

Сопоставление фактического состояния инновационной сферы с целями государственной инновационной политики может осуществляться органами государственного управления, субъектами инновационной деятельности, исследовательскими организациями. Специальный анализ соответствия инновационной политики сложившейся ситуации в Казахстане проводится такими органами, как АО «Центр маркетингово-аналитических исследований», «Центр инжиниринга и трансферта технологий», «Национальный инновационный фонд», акиматами областей и городов, «Инвестиционный фонд Казахстана», «Банк развития Казахстана», «Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций», «Казахстанское контрактное агентство», отраслевые министерства и другие заинтересованные органы, а с 2006 г. координационным фондом «Казына» и холдинговыми компаниями «КазАгро», «Самрук».

Конкретизацией целей инновационной политики для разрешения проблемной ситуации может осуществляться субъектами государственной инновационной политики, либо по их заданию специализированными исследовательскими организациями. Разработка вариантов проблемной ситуации должна происходить в рамках стратегий с учетом законов, определяющих устройство и допустимые методы его изменения [76].

Выбор оптимального варианта решений осуществляется на основе процедуры, соответствующей типу принимающего решения субъекта: предписания, планы, переговоры, договоры, внутренние нормы деятельности и др. К примеру, в Казахстане это ежегодные планы действий по реализации первоочередных задач индустриально-инновационной политики, разрабатываемые Правительством страны, Министерством индустрии и торговли. В соответствии с планами министерства и ведомства, субъекты инновационной сферы решают определенные задачи; проводятся маркетинговые конъюнктурные исследования, мониторинг промышленного инвестиционного и инновационного потенциалов регионов, анализируются темпы развития различных отраслей и предлагаются решения по координации инновационной сферы в республике.

Определение результатов реализации государственной инновационной политики осуществляется в ходе получения сведений о поведении субъектов инновационной деятельности, сопоставления данных с целями политики, что может привести к выявлению отклонений между фактическими и желаемыми результатами. Наличие отклонений, т.е. новых проблемных ситуаций приводят к разработке этими структурами новых вариантов и изменению условий деятельности в инновационной сфере.

Объектами государственной инновационной политики является множество субъектов инновационной деятельности, представленные различными организациями (государственными, негосударственными), связанные договорами и кооперационными сделками, вырабатывающие такие правила взаимодействия между собой и государством, в результате принятия которых национальный инновационный потенциал развивается интенсивно.

Механизм формирования и реализации научно-технической и инновационной политики в странах мирового сообщества различен, поскольку в разных странах неодинаково соотношение функций государства и рынка, применение принципов централизации и свободного предпринимательства, в хозяйственной деятельности, различны организационные структуры управления наукой. Однако в странах с рыночной экономикой сходны закономерности развития производства и одинаковы подходы к инновационной деятельности, в частности, к учету ее долгосрочных тенденций и последствий.

По уровню и формам поддержки в мировой практике принято выделять государственные стратегии активного вмешательства, децентрализованного регулирования и смешанные [77].

При осуществлении стратегии активного вмешательства государство признает научную, научно-техническую и инновационную деятельность главными факторами экономического роста национальной экономики. Избрание такой стратегии предполагает существенные изменения в законодательстве и во внешней политике государства. Государство не только выполняет ориентирующую функцию, но и играет активную роль в организации и финансировании многих важных программ и проектов, осуществление которых вносит весомый вклад в развитие национальной экономики.

Стратегия децентрализованного регулирования более сложный механизм. Государство, избравшее эту стратегию, сохраняют важную роль, но при этом отсутствуют директивные связи, характерные для стратегии активного вмешательства.

Правительство Республики Казахстан осуществляет смешанную стратегию, так как государство где-то использует стратегию активного вмешательства, так как оно признает научную, научно-техническую и инновационную деятельность главными и определяющими факторами экономического роста национальной экономики; стратегию децентрализованного регулирования, где на первое место в научно-технической и инновационной деятельности выходят субъекты хозяйствования, а государство стремится создать им благоприятные правовые, экономические и другие условия для этой деятельности.

Повышение роли государства в области инновационного предпринимательства объективный процесс, поскольку для того, чтобы сформировались условия, при которых предприятию выгодна и доступна непрерывная инновационная деятельность, необходимы дополнительные стимулы, которые не всегда может им предоставить рынок.

Другой причиной повышения роли государства в сфере инновационного предпринимательства является рост затрат, необходимых для ее осуществления. Основной составляющей системы государственной поддержки инновационной деятельности является финансирование.

В период до 2015 года Казахстан намерен затратить на индустриально-инновационное развитие республики порядка 500 миллионов долларов. Вместе с привлеченными инвестициями сумма составит 1,2 миллиарда долларов. К примеру, существует венчурный фонд «Eagle Kazakhstan Fund», созданный с участием ЕБРД, инвестирующий предприятия в области информационных технологий и телекоммуникаций. В 2005-2007 годах планируется создание 7 региональных венчурных фондов.

Система инновационной политики включает в себя следующие элементы. Контролируемым объектом является сам инновационный процесс в форме инновационной деятельности основных субъектов, т.е. деятельность государственных и академических научно-исследовательских организаций и промышленных фирм в области практического применения достижений науки и техники [78].

Административные методы осуществления инновационной политики, в отличии от директивных методов управления, в условиях рыночной экономики базируются на законодательной основе, ограничивающей определенные виды деятельности или способствующей их развитию. Административное вмешательство государства Республики Казахстан в инновационную деятельность проявляется посредством правового нормирования в инновационной сфере.

История становления инновационного предпринимательства в республике до настоящего времени подтверждает этот факт.

В 1992 г. был принят закон «О науке и государственной научно-технической политике Республики Казахстан». Основами государственной политики республики в этой сфере, согласно закону, стали развитие научно-технического потенциала страны и преобразование материального производства, выбор и стимулирование приоритетных направлений науки и техники. На сегодня, данный закон утратил свою силу.

4 июля 1992 г. был принят закон «О поддержке и защите частного предпринимательства», который положил основу для формирования частного предпринимательства и дал толчок для поэтапного перехода к рыночным преобразованиям [79].

В инновационной сфере важную роль играет охрана объектов интеллектуальной собственности. Так 18.01.1993 г. был принят закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», 10.06.1996г. «Об авторском праве и смежных правах», регулирующим отношения в области интеллектуальной собственности, возникающими в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы, искусства, постановок, исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания. 16.07.1999 принят «Патентный закон», регулирующий имущественные отношения, охрану объектов промышленной и интеллектуальной собственности.

Правительством Республики Казахстан в 1993 г. был принят документ «О порядке создания центров малого бизнеса», определивший начало создания малого предпринимательства в стране.

Организационные вопросы создания венчурных фирм в 1995 г. были отражены в документе «О порядке создания венчурных фирм». Оба документа регламентируют лишь организационные вопросы создания этих структур, а к примеру, источники финансирования в них не отражены.

В 1994 г. постановлением Президента Республики Казахстан утверждена Программа государственной поддержки предпринимательства в РК, по которой предусматривалось налоговое стимулирование инновационной деятельности предпринимателей, но в Указе о налогах, как оказалось это не учли.

В марте 1996 г. Постановлением Межпарламентского Комитета Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации был принят модельный Закон «Об инновациях», определивший содержание и характер действий государств – участников Договора, с целью организации и активизации инновационной деятельности, как стратегического направления, обеспечивающего сокращение разрыва в социально-экономическом развитии этих стран и стран со сложившейся рыночной экономикой [80]. Данный Закон дал толчок к принятию решений об активизации инновационной деятельности, что на сегодняшний день привело к созданию нормативно-правовой базы в инновационной и научно-технической сферах, инновационной инфраструктуры, привлечению капитала в инновационную серу, формированию инновационного предпринимательства Республики Казахстан.

В июне 1997 г. на пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи СНГ принят модельный закон «Об инновационно-инвестиционной сетевой инфраструктуре», т.е. системе взаимодействующих организаций и управляющих звеньев, обеспечивающее решение вопросов активизации инновационной деятельности.

В период 1996-1997 гг. в Республике Казахстан впервые были поставлены цели и принципы государственного регулирования инновационной деятельности, положения Национальной инновационной политики, была принята инновационная доктрина государства, определены законы инновационного кодекса, цели государственных инновационных программ.

В Казахстане к 1997г. была усовершенствована нормативно-законодательная база по поддержке малого предпринимательства, что послужило активизации его развития. Дополнительно к общим мерам поддержки малого бизнеса Министерством науки и образования была разработана Программа развития малого и среднего бизнеса в научно-технологической сфере, утвержденной в 1997 г., в соответствии с которой были реализованы следующие мероприятия: создание малых предпринимательских структур; предоставление малым предприятиям неиспользуемых производственных площадей и оборудования; формирование рынка наукоемкой продукции. Однако на тот период из-за отсутствия достаточного финансирования и соответствующей нормативно-правовой базы формирование инновационной сферы в республике носило единичный характер.

19.06.1997 г. был принят Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства», призванный стимулировать деятельность малых предпринимательских структур [81].

В 1999г. была разработана концепция интеграции научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений с наукоемкими производствами. Интеграция предполагает объединение кадровых и других ресурсов в увязке во временном отношении со сроками вхождения в мировую динамику научно-технического прогресса [82].

В марте 2000г. приказом Министра энергетики, индустрии и торговли была утверждена Концепция инновационной деятельности Республики Казахстан, положившая начало для создания условий инновационного развития страны.

Одним из реальных шагов государства по поддержке инновационной деятельности в республике стало принятие в 2000г. на ближайшие 5-10 лет концепции научной и научно-технической политики, направленной на обеспечение стабильного развития научно-технической сферы, формирование научно-технического потенциала, отвечающего современным требованиям инновационного развития экономики и ее ресурсным возможностям, обеспечивающего создание конкурентоспособной национальной экономики и ее устойчивое развитие [83].

В 2001 г. принят Закон Республики Казахстан «О науке». В этих документах заложены основы для перехода экономик5 страны на инновационный путь развития и предусмотрены меры по государственной поддержке инновационной деятельности в области науки и техники, участие государства в развитии инновационной инфраструктуры и подготовке кадров. Для достижения целей, поставленных концепцией научно-технического развития были предприняты меры следующего характера: разработка нормативно-правовой базы в инновационной, научно-технической сферах, ресурсное обеспечение, в том числе и финансовое обеспечение научно-технической, инновационной деятельности.

В мае 2001г. Постановлением правительства Республики Казахстан утверждена Программа инновационного развития на 2001-2015 гг. Цель программы – создание необходимых условий и благоприятной среды для развития экономики страны на основе использования достижений науки и техники, формирование сбалансированной производственной инфраструктуры и поэтапное замещение части сырьевой составляющей в ВНП на высокотехнологичную экспортную продукцию. В рамках программы решаются следующие задачи:

- обеспечение приоритетного научно-технического и технологического развития экономики;

- формирование несырьевых секторов экономики;

- формирование системы государственной поддержки инновационной деятельности и преимущественного развития производственной предпринимательской деятельности;

- проведение технологической модернизации промышленности и создание экспортоориентированных наукоемких производств;

- формирование инфраструктуры инновационной деятельности;

- привлечение в инновационную сферу субъектов малого бизнеса;

- кадровое обеспечение инновационной деятельности;

- формирование нормативной правовой базы инновационной деятельности, обеспечивающей приоритетность инновационного развития экономики;

- развитие международного научно-технического сотрудничества.

С целью реализации целей программы инновационного развития Республики Казахстан ежегодно Правительством страны утверждается план действий по реализации первоочередных задач индустриально-инновационной политики, контроль за выполнением которого, осуществляет Министерство индустрии и торговли и Правительство Республики Казахстан.

В ходе реализации Плана для принятия соответствующих решений органами государственной власти осуществляются следующие мероприятия: проводятся маркетинговые конъюнктурные исследования конкурентоспособности отраслей промышленности; мониторинг промышленного инвестиционного и инновационного потенциала регионов; анализ потенциалов развития отраслей информационных технологий, биотехнологий, космических, ядерных, нанотехнологий, генной инженерии. Выявляются проблемы в ресурсном обеспечении, в создании инновационной инфраструктуры и предлагаются меры по их разрешению.

03.07.2002 г. вступил в силу Закон Республики Казахстан «Об инновационной деятельности», регулирующий отношения в сфере инновационной деятельности, определяющий основополагающие принципы, направления и формы реализации государственной инновационной политики, закрепляющий полномочия государственных органов Республики Казахстан по ее реализации [84]. Кроме того, в законе определены содержание инновационной деятельности, субъекты инновационной деятельности, порядок формирования республиканских, региональных и отраслевых инновационных программ. Но реально данный закон не работал, и в связи с принятием нового Закона в марте 2006 г. «О государственной поддержке инновационной деятельности» утратил свою силу. Новый документ устанавливает правовые, экономические и организационные основы стимулирования инновационной деятельности в Республике Казахстан.

В соответствии с законом, основным принципом инновационной политики государства определяется стратегическая ориентация экономики на инновационный путь развития, поддержка инновационных программ и проектов, направленных на решение важнейших социально-экономических задач, участие государства в развитии инновационной инфраструктуры и подготовке кадров

Составной частью инновационной политики устанавливается разработка инновационных прогнозов, на основе которых в перспективе планируется определять основные направления инновационного развития государства.

17.05.2003 г. Указом Президента Республики Казахстан утверждена Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 гг., реализация которой осуществляется в 3 этапа (2003-2005гг., 2006-2010гг., 2011-2015гг.) [85]. Цель стратегии – это достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики, способствующей отходу от сырьевой направленности, подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике.

Для реализации стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана созданы специальные институты, занимающиеся исследованием, разработкой, финансированием инновационных проектов. Это бизнес-инкубаторы, технопарки, технополисы, создаваемые в различных регионах страны. При Министерстве индустрии и торговли создан Центр инжиниринга и трансферта технологий, который занимается определением конкурентоспособных направлений и дальнейшим продвижением перспективных проектов, а также поиском заинтересованных инвесторов. Создан еще один новый институт – Центр маркетинговых и аналитических исследований, занимающийся стратегическими исследованиями, позволяющими определить конкурентные преимущества отечественного производства.

Для реализации Стратегии индустриально-инновационного развития создана и капитализирована система институтов развития: Инвестиционный фонд, Национальный инновационный фонд, Банк развития Казахстана, Корпорация по страхованию экспорта. Целью Инвестиционного фонда является содействие созданию казахстанских компаний, производящих товары с высокой добавленной стоимостью, путем долевого участия в их капитале. За фондом закреплены функции по развитию и внедрению инноваций, венчурного предпринимательства. В его задачи входят привлечение капиталовложений в малые и средние предприятия Казахстана, финансирование операций по аренде и помощь в получении займов, а также оказание технической помощи. С 2006 г. они объединены в фонд «Казына», предназначенный для координации действий всех институтов развития.

Стратегия предполагает проведение активной государственной научной и инновационной политики, направленной на стимулирование науки и инновационной деятельности в стране. Для достижения поставленных целей предполагается дальнейшее развитие финансового рынка и совершенствование фискальной, образовательной, антимонопольной, инфраструктурной политики.

Наиболее действенными методами инновационного регулирования являются экономические. Они отличаются от административных недирективным характером и использованием экономических рычагов и регуляторов. К прямым методам экономического воздействия относятся инвестирование в виде финансирования (целевого, предметно-ориентированного, проблемно-направленного), кредитования, лизинга, фондовых операций, планирование и программирование.

Финансирование инновационной деятельности в Республике Казахстан осуществляется как за счет средств республиканского и местных бюджетов, так и за счет средств негосударственных инновационных фондов, инвестиционных фондов, собственных средств субъектов инновационной деятельности, средств международных финансовых организаций и иных источников, не запрещенных законодательством страны.

На реализацию Стратегии индустриально-инновационного развития государство намерено затратить порядка 500 миллионов долларов. Вместе с привлеченными инвестициями сумма составит 1,2 миллиарда долларов.

Министерство индустрии и торговли, ответственное за диверсификацию промышленности и институты развития, которым предстоит финансировать все соответствующие мероприятия, сейчас отбирают наиболее перспективные идеи по созданию новых предприятий и внедрению передовых технологий. Участие государства в уставном фонде таких компаний на начальном этапе составляет 25%.

Основным инструментом прямого воздействия государства на инновационную деятельность является государственная инновационная политика. Осуществляя планирование, организацию и выполнение инновационных программ, государство само создает ресурсы для инновационной деятельности.

Задачей косвенных экономических методов является формирование общественных, а не индивидуальных условий инновационной деятельности. Среди них традиционно используются: налоговое и амортизационное регулирование, кредитная и фондовая политика, ценовое регулирование, политика протекционизма

Косвенные методы инновационной политики реализуются главным образом через инструменты экономического регулирования. Эти методы не направлены на создание инновационных ресурсов, а смягчают последствия рисков, сопровождающих инновационное предпринимательство, влияют на доступность, цену и структуру инновационных ресурсов промышленных предприятий.

Наиболее значимыми косвенными методами являются кредитная и налоговая политика. Кредитная политика регулирует объем финансовых ресурсов, доступных для финансирования нововведений. Эта цель осуществляется регулированием уровня сбережений, которые выступают главным источником кредитных ресурсов на рынке капитала, а также посредством управления уровнем ссудного процента. Государство, регулируя цену финансовых ресурсов инновации и их структуру, активизирует инновационную деятельность. Большую роль в управлении инновационной деятельностью играет и льготное кредитование.

Налоговая политика позволяет государству влиять практически на все стороны деятельности, связанной с нововведениями. Дифференциация условий налогообложения влияет на технологическую стратегию фирм, структуру, стоимость и доступность инновационных ресурсов, временные параметры инновационной деятельности [86].

Налоговой политикой могут быть предусмотрены субсидии на определенные виды деятельности, в частности, исключение из суммы облагаемой налогом части доходов, связанных с созданием и внедрение новых машин и оборудования, что будет способствовать ускорению обновления основного капитала, стимулировать проведение технологических нововведений. Предоставляя налоговые льготы в зависимости от временного горизонта капиталовложения, государство имеет возможность стимулировать долгосрочные капиталовложения, связанные с созданием и внедрением инноваций. Дифференцируя налогообложение доходов, полученных из различных источников, государство воздействуют на структуру финансовых источников инновационных процессов. Различные условия налогообложения прибыли и дополнительной прибыли стимулируют деятельность, связанную с созданием и внедрением новой техники. Так в целях дальнейшей модернизации и диверсификации национальной экономики и стимулирования развития предпринимательства предусматривается комплекс мер по совершенствованию налоговой политики Республики Казахстан. В частности, предполагается обеспечить снижение ставки НДС с 2007 г. на 1%, а в с 2008-2009 гг. еще на1-2%, ставки социального налога с 2008 г. – в среднем на 30%, что приведет к повышению мотивации в сферах бизнеса. С 2007 г. предполагается ввести фиксированную ставку подоходного налога для физических лиц в 10% и уменьшенную единую ставку налогообложения для субъектов малого бизнеса. Снижение налоговой нагрузки на предпринимателей приведет к активизации инновационной деятельности в стране [87].

Инструментом косвенного воздействия на инновационную деятельность выступают также законодательство, регулирующее правила конкуренции. Антитрестовские законы, направленные на сдерживание монополизации рынков, активизируют инновационную деятельность хозяйствующих субъектов.

Так в Казахстане 11.06.1991 г. принят закон «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности». Данный закон к настоящему времени устарел, не применим к современным условиям. В связи с этим Министерством индустрии и торговли ведется работа над новым законопроектом, более совершенным и адекватным к сложившимся экономическим условиям.

К методам косвенного воздействия на инновационную деятельность относится регулирование международного технологического обмена, т.е. режима экспортного и импортного контроля за передачей технологии. Характер регулирования технологического обмена зависит от целей и задач государственной политики в этой области. Однако ее общими целями являются: обеспечение и охрана национальной монополии на использование и коммерческую реализацию новых технологий и стимулирование притока новой технологии из-за рубежа для развития национального технологического потенциала

Специфической формой воздействия государства на инновационную деятельность является процесс подготовки и переподготовки кадров.

Индустриально-инновационное развитие Республики Казахстан, предполагает осуществление соответствующих мероприятий в государственной политике для становления, поддержки и развития инновационного предпринимательства в стране.

Так, например, созданы государственные институты развития: Банк развития Казахстана специализируется на финансировании проектов посредством банковского кредитования; Казахстанский инвестиционный фонд – посредством долевого участия в уставном капитале; Инновационный фонд – через гранты, в том числе ученым и научным учреждениям, и долевое участие в капитале.

В торговой политике постепенно осуществляется либерализация торгового режима, которая заменит политику импортозамещения политикой стимулирования конкуренции и экспорта; процесс вхождения во Всемирную Торговую Организацию, позволяющий решить задачи, связанные с предотвращением дискриминации казахстанского экспорта, укрепление международного имиджа, развитие региональных интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС и СНГ, создание Таможенных союзов, разработка и реализация действенных мер по стимулированию экспорта, в том числе за счет страхования рисков при осуществлении экспортных операций. Так в январе 2006 года Правительством республики принята Стратегия вхождения Казахстана в 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Реализация которой позволит обеспечить конкурентное преимущество отечественных товаров на мировом рынке, улучшить имидж страны и повысить ее конкурентоспособность [88].

В инвестиционной политике приоритетными являются: создание условий для привлечения частных инвестиций в обрабатывающую промышленность, где используются инвестиционные налоговые преференции, государственные натурные гранты, предоставляемые в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об инвестициях»; выдача средств из республиканского и местных бюджетов, подконтрольных государственных предприятий составляющие государственные инвестиции в развитие инновационной деятельности.

Государственная политика в области образования и подготовки профессиональных кадров должна решать следующие задачи:

- определение подготовки кадров для инновационной деятельности в качестве одного из приоритетов развития образования;

- создание институтов, занимающихся вопросами профессиональной подготовки, аттестации и переподготовки специалистов рабочих и технических специальностей с участием государства и частного сектора;

- повышение материально-технической и методической базы всех видов образования;

- разработка и внедрение образовательных стандартов, отвечающих международным требованиям;

- международное сотрудничество в области подготовки и привлечения высококвалифицированных специалистов для работы в Казахстане на создаваемых новых производствах.

Изменения в фискальной политике представляют собой рассмотрение дополнительных предложений по налоговому стимулированию научной и инновационной деятельности, в частности, введение льготного режима налогообложения.

Для обеспечения устойчивого развития индустрии, функционирования субъектов естественных монополий, улучшения качества оказываемых услуг, снижения себестоимости и стабильности уровня тарифов на услуги осуществляется совершенствование тарифной политики путем:

- внедрения новых методов тарифообразования, стимулирующих инвестиции и обеспечивающих стабильность тарифов в среднесрочном периоде;

- введения международных стандартов учета и соответственно методов раздельного учета затрат по видам услуг и элементам затрат;

- создания информационной базы данных для анализа влияния деятельности естественных монополий на потребителей.

Успешная реализация государственной политики в области инновационной деятельности должна способствовать обеспечению долговременного устойчивого роста экономики страны на основе диверсификации, модернизации экономики и создания условий для производства конкурентных видов продукции и роста экспорта [89].

Проанализировав меры государственного воздействия на формирование инновационного предпринимательства следует подчеркнуть и те результаты, которые были получены в ходе реализации государственных мероприятий по развитию инновационного предпринимательства в Республике Казахстан.

В 2005 г. из-за несовершенства правовой базы в патентной сфере принята Программа по патентной системе до 2010 г. Она призвана облегчить процесс регистрации открытий и изобретений, который затягивался на 2 года, совершенствовать правовую базу, защищающую объекты интеллектуальной собственности. Создаются предпосылки для полноценного существования института интеллектуальной собственности Республики Казахстан.

В январе 2006 г. принят Закон «О частном предпринимательстве», совершенствующий правовую базу в экономической сфере, расширяющий права частного предпринимательского сектора.

2003-2005 гг. – период реализации I этапа индустриально-инновационной стратегии Казахстана. За это время осуществлялись подготовка законодательной базы системных реформ во всех отраслях экономики; институционального обеспечения индустриально-инновационного развития; определения конкурентоспособных секторов экономики; формирование основ национальной инновационной системы, в частности:

- разработаны и утверждены 9 программ отраслевого и межотраслевого характера по формированию и развитию национальной инновационной системы, строительной индустрии, энергосбережению;

- созданы 8 венчурных фондов, в том числе 3 международных;

- приято более 20 Законов, среди которых «О техническом регулировании», «Об инвестиционных фондах», «О регулировании торговой деятельности», «Об инвестиционном фонде Казахстана», «О частном предпринимательстве» «О государственной поддержке инновационной деятельности», на стадии обсуждения, внесение дополнений в закон «О науке»;

- сформирована система государственных институтов развития. Совокупный уставный капитал на 1.10.2005 г. превысил 141 млрд.тенге. Портфель проектов финансовых институтов состоит из 116 одобренных к финансированию проектов на сумму 2,5 млрд. долл. В настоящее время финансируются 75 проектов на сумму 1220,1 млн.долл.;

- проведены маркетинговые исследования с целью определения инвестиционных ориентиров, определены 23 потенциально конкурентоспособных отраслей отечественной экономики и выделены 7 пилотных кластеров, сформированы планы их развития;

- утверждена программа по формированию и развитию национальной инновационной системы на 2005-2010 гг.;

- разработаны новые инструменты государственной поддержки инноваций:

1) грантовое финансирование НИОКР на конкурсной основе за счет средств госбюджета,

2) система самофинансирования научных разработок,

3) формирование инновационной инфраструктуры за счет бюджетных средств;

- начато формирование парков ядерных технологий, биотехнологий и 3-х региональных технопарков.

Всего по Республике Казахстан реализуются 233 проекта за счет разных источников финансирования более чем на 1,5 млрд. долл. Из которых 84% - проекты, реализуемые в обрабатывающих отраслях экономики. При этом предполагается создать 12589 рабочих мест. По итогам 2004 г. рост инвестиций в добывающую промышленность составляет 3,2%, а в обрабатывающую – 13,7%. За 1 полугодие 2005 г. – в добывающую – 38,6%, а в обрабатывающую – 77,2%.

Развитие инновационного предпринимательства в стране привело к трудоустройству 325000 человек, повышению заработной платы на 26%, увеличению среднедушевого дохода на 33%.

Стратегия индустриально-инновационного развития предусматривала на первом этапе прирост физического объема ВВП в размере 7,5%, а обрабатывающей промышленности – 8,6%. Фактические показатели следующие: ежегодный рост ВВП составляет 10,5%, а в обрабатывающей промышленности - 9,5% [90].

Мероприятия2 этапа стратегии индустриально-инновационного развития призваны активизировать несырьевой экспорт, привлечь в инновационную сферу крупномасштабные инвестиции, завершить создание 7 кластеров, развивать высокотехнологичные отрасли, обеспечить создание торгово-инвестиционных представительств, содействовать в приобретении торговых марок, брэндов зарубежных компаний, что позволит повысить конкурентоспособность отечественной продукции.

Так, в мае 2006 года между Казахстаном и международной организацией USAID подписано соглашение об инвестировании в экономику республики 22 млрд.долларов США. В настоящее время Правительством страны намечено направить 130 млн. долларов США на реализацию индустриально-инновационной стратегии. Такие крупномасштабные инвестиции способны оживить отечественную экономику, стимулировать развитие инновационного предпринимательства, вывести ее в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.

Таким образом, из вышеизложенного можно сделать вывод, государственная инновационная политика по способу формирования, механизмам финансирования и реализации представляет собой организованную по единой типовой схеме государственную политику, направленную на выражение и защиту государственных интересов путем реализации государственных решений органами власти; она контролирует и регулирует те инновационные процессы и механизмы, которые либо осуществляются за счет государственных средств или имущества, либо иным образом затрагивают интересы граждан или организаций.

В рамках совершенствования механизма взаимодействия необходимо выработать меморандум о взаимодействии между государственными органами и предпринимателями, создать отраслевые ассоциации, занимающимися только проблемами инновационного предпринимательства; принять меры по созданию максимально прозрачной и стабильной законодательной базы для развития инновационного предпринимательства, разработать стратегии проникновения на региональные и международные рынки.

Реализация задач оживления производительных сил страны, активизации научно-технического потенциала, подъема конкурентоспособности отечественной продукции, обеспечения на этой основе устойчивого роста доходов населения, предполагает формирование социально ориентированной рыночной экономики одновременно с повышением ответственности государства за должное выполнение функций ее регулирования. Активизация государственного регулирования не умаляет значения рыночной самоорганизации, не подменяет предпринимательскую инициативу, а наоборот, создает условия для их прогресса. В современной экономике государство помогает формированию дееспособных хозяйственных организаций, которые в состоянии эффективно работать на внутреннем и мировом рынках в условиях жесткой конкурентной борьбы, концентрировать ресурсы на перспективных направлениях экономического развития. При этом инструменты государственного воздействия должны поддерживать созидательную деятельность и творческую инициативу, направленные на рост благосостояния общества, с одной стороны, блокировать разрушительные тенденции и деструктивное поведение, с другой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: