Мудренее утро будет оно вечера

В былинах употребляется заговор. Илья Муромец, прежде чем стрелять в Соловья-разбойника, заговаривает свою стрелу. Заговор введен и в былину о Добрыне и Маринке.

В исторических песнях есть места, похожие на причитания, а иногда и целая песня имеет форму плача («Плач Ксении»).

В сказку вводятся песни (например, песня Аленушки о братике Ивашечке), загадки, которые должен отгадать герой.

Переход жанра в другую группу. Длительное сосуществование жанров приводит к их соединению, слиянию или, точнее, к пере­ходу жанра в другую группу.

Так, в украинских колядках встречается немало свадебных песен. Объясняется это тем, что и среди первых и среди вто­рых есть песни, которые представляют собой величания: многие свадебные величания жениха, особенно его родителей и родителей невесты, стали колядскими величаниями хозяина дома и членов его семьи. Близость содержания и функций некоторых свадебных и колядских песен привела к их слиянию или переходу из.одной разновидности в другую. Отмирание календарных обрядов и утрата ими магической роли явились причиной того что некоторые песни из цикла календарных перешли в семейно-бытовые и любовные. Таковы песни о гадании на венках и песни о старом муже, который не пускает молодую жену в хоровод.

Близки между собой некоторые свадебные и семейно-бытовые необрядовые песни по темам, структуре и персонажам, например песни-жалобы женщины на свою тяжелую долю. Мотивы выдачи за немилого, жестокости родителей, жизни в чужой семье у них общи. Но в свадебных песнях об этом говорится как о вероятном будущем, а в семейно-бытовых как уже о совершившемся, реальном. Это сходство мотивов служит основанием широкого взаимодей­ствия и взаимоперехода свадебных и семейно-бытовых песен. То же можно сказать о некоторых группах свадебных, игровых и любовных песен, которые стали исполняться и в обряде и игре, и вне их. Любовной лирической песней стала свадебная песня о молодце, подстрелившем утушку.

Особое проявление взаимодействия уже не только жанров, но и родов представляют собой отношения былин и богатырских сказок, исторических (эпических) и лирических (солдатских, уда­лых) песен.

Следует отметить, что наиболее широко взаимодействуют между собой жанры, существующие в одно и то же время в одной и той же географической области в одной и той же социальной среде (крестьянский фольклор, рабочий фольклор), а также жанры одного и того же типа (прозаические между собой, стихотворные между собой), родственной тематики (былины, исторические песни,

предания).

В результате сложного взаимодействия родов и жанров воз­никают промежуточные, переходные жанры, например лиро-эпи­ческие, характерные для поздних исторических солдатских песен.

Историческое изменение жанров. Жанры русского фольклора возникали не одновременно. Наиболее старыми жанрами фолькло­ристы считают обрядовые песни, заговоры, загадки, пословицы; несколько более поздними — сказки, былины; еще более поздни­ми—исторические песни и, очевидно, лирические; самый новый жанр — частушки.

Исторически сложившаяся система жанров русского фольклора в дальнейшем претерпевает изменения; она может развиваться, совершенствоваться, обогащаться, но может и распадаться.

Прежде всего следует указать, что различные периоды истории фольклора характеризуются и различным жанровым составом, в си­лу чего исключается сосуществование и взаимодействие некоторых жанров, свойственное фольклору других периодов. Так, например, до середины XIX в. не происходило взаимодействия лирической песни и частушки, потому что этой последней еще не было в составе русского устного народного творчества.

Возникновение и отмирание жанров или значительное сужение их бытования изменяет картину взаимодействия жанров. В XVI— XVIII вв. историческая песня сильно влияла на былину, в XIX в. этот процесс, по сути дела, прекратился, так как исторические песни, сложившиеся как жанр позже былин, раньше стали отмирать, особенно в первой своей разновидности (старшие песни).

Общие процессы в жанрах. Разнообразные жанры фольклора в ходе исторического развития народного творчества претерпева­ют сходные изменения. Так, в стихотворных жанрах русского фольклора XVIII —начала XIX в. наблюдаются усиление лириче­ского начала и ослабление эпического, в частности сюжетности. Со второй половины XIX в. происходит общее возрастание реа­листичности фольклора и уменьшение фантастических элементов даже в таких жанрах, как волшебная сказка. С этого времени усиливается влияние литературы на фольклор, которое испытывают все жанры, но особенно песня и сказка. Благодаря этому влиянию меняется поэтика, в оборот входят элементы литературного стиля и нового типа образность, силлабо-тонический стих, рифма (она • употребляется теперь гораздо чаще). Изменяется даже состав жан­ров: широко фольклоризируются литературные песни, весьма популярным становится «жестокий» романс, трагический по сю­жетности и сентиментальный по стилю.

Начиная с XVIII века и особенно в пореформенное время в России развивается рабочий фольклор. Характеризуя рабочие песни, В. Я. Пропп писал: «Эти песни составляют определенный жанр, внутри которого можно проследить развитие и совершен­ствование как в отношении внешней формы, так и идейно-револю­ционного содержания. От наивной веры в хорошего хозяина до понимания истинных причин социального неравенства и необхо­димости вооруженного восстания как единственного способа борьбы с ним —такова эволюция идейного содержания рабочей песни. От рифмованных виршей до полных драматизма ритмически богатых и с большим подъемом созданных революционных пе­сен — такова эволюция художественной стороны этих песен» [2,75].

В последнее столетие сильно сузилось бытование обрядовой поэзии, религиозно-магических жанров (духовых стихов и заго­воров), совершается общий процесс отмирания старого фольклора и замены его новыми формами народного творчества. В такие периоды происходит не только распад старой жанровой системы, но и возникновение новой. Это характерно, например, для совре­менного состояния русского народного поэтического творчества. Таким образом, для всех жанров русского фольклора характерны;

общие идейно-эстетические принципы (народность, задача мно­гостороннего воспроизведения действительности, сходство тем, сюжетов и героев, общность принципов народной эстетики и худо­жественных средств, близость отдельных групп жанров);

сложное взаимодействие (возникновение новых жанров на основе предшествующих, влияние новых на старые, включение произведений одного жанра в произведения другого, существование промежуточных или переходных жанров, переходов жанров в другие группы);

Общая историческая судьба (изменение их состава и взаимо­отношений на различных ступенях развития фольклора, пережи­вание жанрами общих изменений, усиление реалистического нача­ла, распад старой системы жанров и возникновение новой).

Все это, несомненно, подтверждает, что жанры фольклора, в данном случае русского, представляют собой определенную систему, в которой входящие в нее типы произведений находятся и сложных и исторически изменяющихся взаимоотношениях.

Сказанное выше позволяет сделать и методологические вы­воды. Они сводятся к следующему:

фольклор необходимо изучать как целостную, внутренне связанную систему жанров, а отдельные жанры рассматривать в их имоотношениях с другими;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: