Элейская школа

Основатель элейской школы Ксенофан (род.580 до н.э., прожил ок. 90 лет) впервые высказал мысль, что “боги созданы по образу человека” и являются измышлениями людей. Основная посылка школы - “бытие есть, небытия нет”. Душа, по Ксенофану, состоит из земли и воды. Выбор в качестве субстанционально-генетического начала мироздания сочетания данных стихий определил психологические взгляды ученого, которые отразились в следующих идеях:

- о единстве окружающего нас мира, философская картина которого расходится с физической, что, в свою очередь, предполагает высокую степень обобщения - абстракции при анализе как материальных, так и душевных явлений. Таким образом утверждалась новая предметная область античного психологического знания - рациональные средства познавательных процессов;

- об уровнях сознания, культе мыслительной деятельности против физической силы. Критикуя эллинское обыденное сознание и его ценности, Ксенофан говорил, что “наша мудрость гораздо лучше силы людей и лошадей”.

Утверждая веру человека в собственные силы, ученый проводит скептическую мысль о том, что чувства не дают истинного познания, а только видимость: “над всем царит мнение”, которое не дает сущности. Для ее познания необходимы размышления.

Обесценивание чувственной ступени познания дополняется сомнениями в достижении истины разумом, отдавая ее постижение воле случая. Такому случайному овладению истиной противопоставляется догадка об истине как процессе: ”Не от начала все открыли боги смертным, но постепенно, ища, (люди) находят лучшее”. Ксенофан определенно выразил ценную мысль об истине как историческом продукте человеческого поиска.

Учение выходца пифагорейского союза Парменида (род., согласно Платону, в 515 г. до н.э.) явилось научной основой элейской школы. Согласно его миропониманию, в сущности все неизменно и “одно и то же - мысль о предмете и предмет мысли”, и если принимается единое, то отрицается все остальное. Концепция “тождественного самому себе бытия” выражала принцип его сохранения, что было очень важным для понимания психического как свойства телесной субстанции. Отсюда отвергалась возможность возникновения психических явлений “из ничего” и их исчезновения “в ничто”. В поэме “О природе” - аллегорическом описании путешествия юноши к богине, открывающей истину, Парменидом высказан ряд ценных для развития психологического знания античности идей:

- о необходимости утверждения понятийно-категориального аппарата описания психических явлений. Ученым уже обоснованно применяются термины: стремление, ощущение, чувство, желание души, умозрение, познание и другие. Высказываются идеи об индивидуальности человеческой психики и иерархии потребностей человека;

- о ступенях отражения человеком объективного мира, в которых проглядываются близкие к научным подходы к пониманию познавательных процессов. В интерпретации поэмы Секст-Эмпириком, “несущие кони - неразумные стремления и желания души”, “путешествие по дороге божества - путь к познанию”, “умозрение - путь к любящему мудрость разуму”, “девы, впереди идущие - ощущения”, ”прибытие к “Правде” - размышление, прочное постижение вещей”;

- о различных уровнях отражения психических процессов в применяемых категориях, их сущностной значимости. Так, мыслитель относит мнение к чувственному познанию, истину - к рациональному. Умозрение, по его взгляду, познается разумом, имеющим первую по отношению к чувствам роль. Главные проблемы: об отношениях бытия и небытия, бытия и мышления, могут быть решены только разумом, дающим истинное знание.

Таким образом, с именем Парменида связано проведение принципиального различия между чувственно познаваемым миром и миром умопостигаемым. Ему принадлежит ведущая роль в выделении теоретических средств психологического знания, утверждении аналитического метода исследования душевных явлений.

Целью своего научного творчества ученик Парменида - Зенон (ок.490 - ок.430 до н.э.) ставил защиту и обоснование учения о едином, вечном и неизменном бытии. Зенон в более резкой форме, чем его учитель, утверждал идею иллюзорности чувственного многообразия мира (пример с падением зерна и мешка с зерном на землю: сумма нулей равна положительной величине) и приоритета разума.

Ценным для прироста психологического знания явился применяемый им метод анализа явлений “от противного”, связанный с разрешением противоречий, возникающих при отображении процессов движения (ощущения, восприятия, мышления), известных в науке как апории Зенона: “Дихотомия”, “Ахиллес и черепаха”, ”Стрела”, ”Стадион”. Этим методом утверждались идеи динамики мышления, его субъективности и относительности при достижении объективной истины, возможности аналитического познания этого процесса. Поэтому и сами психологические рассуждения Зенона, изложенные точным и ясным языком, являются в истории античной психологии одним из первых примеров чисто логических доказательств.

Учение элеатов - новый шаг в развитии древнегреческой психологической мысли, в формировании ее категориального аппарата. Представителям элейской школы принадлежит заслуга в постановке вопроса о соотношении бытия и мышления, в определении душевных явлений и содержания процесса их познания, в выдвижении идеи об относительности человеческих понятий. “Отрицательная диалектика” стимулировала эволюцию психологических взглядов. Можно сказать, что научное оформление античных психологических идей завершаается у элеатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: