Милетская школа

“Первого философа” Фалеса (624-547 до н.э.) считают родоначальником европейской науки. Воззрения одного из “семи мудрецов” были тесно связаны с естествознанием. Объяснение объективного мира, по его учению, следует искать в изучении реальной действительности. Он первым в истории человечества поставил вопрос: ”Что есть все?” В основу миропонимания ученый положил материальное начало - воду как основу всего сущего.

В психологических взглядах Фалесу принадлежит приоритет в выдвижении следующих идей: о первичности объективной реальности по отношению к нашим чувствам; о чувствах человека как первичном источнике информации об окружающем мире и его законах; о душе как движущем начале; о материальном субстрате душевных явлений; о всеобщем одушевлении материи и способности души к подвижности.

Фалес первым объявил душу вечнодвижущейся или самодвижущейся субстанцией, он же считал душу за способную к движению, говоря, что магнит имеет душу. На вопросы: ”Что на свете трудно?” - отвечал: “Познать себя”. “Что божественно? - “То, что не имеет ни начала, ни конца”. “Кто счастлив?” - “Тот, кто здоров телом, восприимчив душою и податлив на воспитание”.

Последователь Фалеса Анаксимандр (610-546 до н.э.) развил естественнонаучные идеи учителя, наполняя их большей научной смелостью. Анаксимандру принадлежит заслуга в определении отличной от материальных субстратов первоосновы объективного мира - ”апейрона”: вечного движения, заключающего в себе противоположности.

Первым в своем учении мыслитель выделил вопрос о происхождении органических видов, что сделало его античным предшественником теории дарвинизма. Среди немногих изречений Анаксимандра ценными для эволюционного естественно-исторического объяснения происхождения животного и человека до нас из древности дошли следующие: “Первоначально человек произошел от животных другого вида”; “Животные же рождаются из влаги, испаряемой солнцем. Человек же был вначале подобен другому животному, а именно рыбе”. Анаксимандр говорит, что “первые животные родились во влаге и были покрыты колючей чешуей; по достижению известного возраста они стали выходить на сушу, и (там), когда начала лопаться чешуя, они в скором времени изменили свой образ жизни”. Анаксимандр первым из мыслителей наметил подход к анализу души как состоянию (части) материи, обозначил бинарный метод исследования всех ее проявлений.

Последний из известных нам представителей милетской школы - Анаксимен (вторая половина VI в. до н.э.) - первым осознал, что основной принцип всех явлений сам не может быть определен. Основа всего сущего должна быть отлична от эмпирических элементов, она должна быть “другой природой”, содержать при этом все противоположности и специфические качества (“бесконечное” или “безграничное”).

В соответствии со своими мировоззренческими установками Анаксимен в качестве такового принципа определил материальный элемент - воздух, его порождения и модификации. Его уплотнением и сгущением объясняются все природные процессы. Душа человека приравнена к воздуху (пневме) и выполняет аналогичную ему роль - сдерживает тело: “Подобно тому как наша душа есть воздух, так и некий дух и воздух держат весь мир. Дух и воздух равнозначащи”. Воздух, а следовательно, и душа рассматриваются мыслителем как всеобщая среда: “Из него выходит все, в него возвращается обратно все”. Древний ученый “не отрицал богов”, но отрицал управление ими миром, созданным независимо от них.

Таким образом, Анаксименом вместе со своими предшественниками была предпринята одна из первых попыток научного объяснения души человека. Мыслители милетской школы не только обозначили направления, по которым развивалась психологическая мысль последующих поколений, но и уже в научной форме поставили вопрос о необходимости определения объяснительного принципа душевных проявлений, что представляется ценным для оформления психологического знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: