double arrow

Содержание эволюционных естественнонаучных концепций XIX века


Учение английского натуралиста Чарльза Дарвина (1809-1882) произвело революцию во всем строе биологического и психологического мышления. Выдающийся исследователь создал эволюционное учение о происхождении видов путем естественного отбора. Его основные работы: “Происхождение человека” (1870), “Выражение эмоций у животных и человека”(1872). Сочинение “Происхождение видов путем естественного отбора” (1859) признается одним из самых важных в истории западной цивилизации. В книге излагалась новая теория развития живого мира. Сам по себе принцип развития с древних времен направлял размышления о природе, обществе и человеке (в том числе и о душе). У Дарвина этот принцип воплотился в стройное учение, утверждавшее:

1) идею естественно-эволюционного происхождения человека. Дарвинизм опровергал библейский догмат о том, что все виды живых существ раз и навсегда сотворены Богом. Человек создан не по образу и подобию Божьему, но является выходцем из обезьяньего стада;

2) принцип биологического детерминизма. В основе воссозданной величественной картины развития живой природы лежало новое объяснение причинных факторов этого развития, то есть биологического детерминизма.

Новый подход к психической жизни вводил новые объяснительные начала. К ним Ч.Дарвин относил следующие:

а) естественный отбор. Ученый указывал на естественный отбор как на фактор выживания организмов в постоянно угрожающей их существованию среде. В ходе эволюции выживают те, кто смог наиболее эффективно приспособиться. Опорным в этой объяснительной схеме является фактор наследственности. Те животные формы, которые выжили в борьбе за существование, передают свои свойства потомству. Между особями, образующими данный вид, существуют биологически предопределенные различия. Без изменчивости не было бы и развития. Выживают же те, кому удалось лучше приспособиться - адаптироваться;

б) целесообразность. Ч.Дарвин дал точное научное объяснение целесообразности, не обращаясь к понятию о врожденной цели. Это нововведение произвело переворот не только в биологии, но и в психологии;

в) адаптация. Поскольку естественный отбор отсекает все не нужное для жизни, то он истребил бы и психические функции, если бы они не способствовали приспособлению. Это побудило рассматривать психику как элемент адаптации организма к окружающей среде. Психика не могла более представляться изолированным “островом духа”. Определяющим для психологии взамен отдельного организма становится отношение “организм - среда”. Это порождало новый системный стиль мышления, который в дальнейшем привел к выводу, что предметом психологии должно быть не сознание индивида, но его поведение во внешней среде, изменяющей (детерминирующей) организм и психический склад индивида;




г) окружающая среда. Среда провозглашалась силой, способной не только вызывать, но и видоизменять жизнедеятельность. Живой организм есть продукт взаимодействия со средой, причем жизнь вида посредством механизма наследственности является важной детерминантой жизни особи;

д) индивидуальные вариации психического. Понятие об индивидуальных вариациях является непременной составной частью эволюционной теории Ч.Дарвина. Следовательно, к ним относятся и вариации в сфере психики. Это придало мощный импульс разработке нового направления в психологии, предметом которого стало изучение индивидуальных различий между людьми, обусловленных законами наследственности. Это направление, инициатором создания которого стал кузен Ч.Дарвина Фрэнсис Гальтон, превратилось в разветвленную ветвь дифференциальной психологии;

е) преемственность психики животного и человека. Дарвинизм стимулировал изучение психики животных, став основанием еще одного нового направления в науке - зоопсихологии. Отвергнув версию о непроходимой пропасти между человеком и животным, эволюционная биология стала предпосылкой широкого изучения с помощью объективных экспериментальных методов механизмов психической регуляции поведения на таких объектах, как животные (белые крысы, собаки, обезьяны и др.);

ж) инстинкты: проблемы разума и эмоций. Ч.Дарвин подверг специальному анализу инстинкты как побудительные силы поведения. С фактами в руках он подверг критике версию об их разумности. Вместе с тем без этих слепых побуждений, корни которых уходят в историю вида, организм не может выжить. Инстинкты связаны с эмоциями. К ним Дарвин также подошел не с точки зрения их осознания субъектом, а опираясь на объективные наблюдения за выразительными движениями. Некогда эти движения имели практический смысл, о чем напоминают сжатие кулаков или оскал зубов у современного человека. Были времена, когда эти агрессивные реакции означали готовность к борьбе. Традиционная психология считала чувства элементами сознания. Теперь же эмоции, захватывающие индивида, выступили в качестве феноменов, которые, хотя и являются психическими, однако первичны по отношению к его сознанию.



Дарвинизм послужил толчком к истолкованию в XIX - начале XX веков психических проявлений у животных по аналогии с психикой человека, развитию сравнительной психологии . Одним из первых направлений в этой области был антропоморфизм (Дж.Романес). Среди других зоо- и биопсихологических изысканий XIX - начала XX веков выделялись:

- открытие “закона Ллойда Моргана” (1894): не приписывать животному высшие психические способности, если его поведение можно объяснить механизмами более низкого уровня; введение термина “обучение путем проб и ошибок” для обозначения формы научения у животных;

- формирование механистического направления: обоснование отсутствия у животных психики (Ж.Фабр, Ж.Леб; школа “объективной сравнительной психологии” в лице А.Бете, Т.Беера, Э.Циглера, И.Иксюкуля);

- отвержение теории тропизмов и рассмотрения поведения простейших как механический результат прямого воздействия внешнего раздражителя. Обнаружение американским натуралистом и зоологом Г.Дженнингсом элементарных форм научения у простейших;

- создание Э.Торндайком, автором книг “Ум животных” (1898), “Ум обезьяны” (1901), экспериментальной техники в сравнительной психологии (“метод проблемного ящика и лабиринта”). Был сделан вывод: животные решают задачи только путем случайных проб и ошибок. Сформулированы законы научения: эффекта (закрепляется реакция, сопровождаемая удовлетворением от “награды”), упражнения (реакция на ситуацию закрепляется пропорционально частоте, силе и длительности повторения), готовности (упражнения изменяют готовность синапсов - областей контактов нервных клеток - к проведению нервных импульсов и способствуют более легкому установлению связи, созданию новых путей), сдвига;

- разработка в 1900 году В.Смоллом лабиринтной модели поведения и Р.Йерксом метода множественного выбора, с помощью которого исследовались процессы обобщения у животных, в том числе у приматов; доказательство В.Кёллером наличия интеллекта у животных; создание этологии как самостоятельной науки, изучающей поведение животных в естественных условиях (К.Лоренц, Н.Тинберген, К.Фриш);

- возникновение новой отрасли - детской психологии. В 1876 году И.Тэн опубликовал “Заметки об усвоении речи у детей и в человеческом роде”, в 1877 году Ч.Дарвин - “Биографический очерк одного ребенка”. Появляются исследования в форме описаний наблюдений за развитием детей (В.Прейер, Дж.Селли, В.Штерн, К.Гросс, К.К.Бюллер и др.), теория рекапитуляции Ст.Холла и Дж.Болдуина - перенесенный в детскую психологию и эмбриологию биогенетический закон дарвиниста Э.Геккеля;

- выдвижение концепции первобытного анимизма (Э.Тейлор, Дж.Фрезер), утверждающей тождество умственного механизма современного и первобытного человека.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: