Пятый зимний дворец

В 1762 году и появилось то здание, которое возможно наблюдать сейчас. В то время Зимний дворец стал самым высоким зданием в Санкт-Петербурге. Здание включало в себя около 1500 комнат. Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства, принимал работу 6 апреля 1762 года уже Пётр III. К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещение ещё не были готовы. Летом 1762 года Петра III свергли с престола, окончено строительство Зимнего дворца уже при Екатерине II. Прежде всего, императрица отстранила от работ Растрелли, распорядителем на стройке стал Бецкой. В 1763 году императрица переместила свои покои в юго-западную часть дворца, под своими комнатами она приказала разместить покои своего фаворита Г.Г. Орлова. Со стороны Дворцовой площади был обустроен Тронный зал, перед ним появилось помещение для ожидания — Белый зал. Позади Белого зала разместили столовую. К ней примыкал Светлый кабинет. За столовой следовала Парадная опочивальня, ставшая через год Алмазным покоем. Кроме того императрица приказала обустроить для себя библиотеку, кабинет, будуар, две спальни и уборную. В уборной императрица соорудила стульчак из трона одного из своих любовников, польского короля Понятовского. При Екатерине в Зимнем дворце был сооружён зимний сад, Романовская галерея. Тогда же завершилось формирование Георгиевского зала.

Современное здание в плане имеет форму квадрата с внутренним двором и фасадами, обращенными к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Парадность зданию придают пышная отделка фасадов и помещений. Главный фасад, обращенный к Дворцовой площади, прорезан аркой парадного проезда.

В юго-восточной части второго этажа находился один из памятников рококо, наследие четвёртого зимнего дворца — Большая церковь Зимнего дворца (1763 год; архитектор Б. Растрелли).

Здание дворца имеет более 1000 комнат, а его различно скомпонованные фасады, сильные выступы ризалитов, акцентировка ступенчатых углов, изменчивый ритм колонн (изменяя интервалы между колоннами, Растрелли то собирает их в пучки, то обнажает плоскость стены) создают впечатление незабываемой торжественности и великолепия.

В 1837 году в Зимнем дворце случился пожар. Потушить его не могли три дня, всё это время, вынесенное из дворца имущество было сложено вокруг Александровской колонны

9 января 1905 года перед Зимним дворцом была расстреляна мирная рабочая демонстрация, что послужило началом Революции 1905—1907 годов. Во время первой мировой войны во дворце был размещён военный госпиталь. В период революции февраля 1917 года был занят войсками, перешедшими на сторону восставших. С июля 1917 года стал резиденцией Временного правительства. Во время Октябрьской революции в ночь с 25 на 26 октября (7—8 ноября) 1917 года Красная Гвардия, революционные солдаты и матросы окружили Зимний дворец, который охраняли гарнизон юнкеров и женский батальон, всего численностью в 2,7 тысяч человек, и к 2 часам 10 мин. ночи 26 октября (8 ноября) штурмом взяли дворец, арестовали Временное правительство. В кинематографе штурм Зимнего дворца изображался как битва. В действительности, он прошёл практически бескровно — охранявшие дворец войска сдались без боя.

В декабре 1837 года в Зимнем дворце Санкт-Петербурга случился грандиозный пожар, в результате которого полностью выгорели верхние этажи здания с уникальными интерьерами Растрелли, Росси, Монферрана, Кваренги, а также других знаменитых художников. Пожар продолжался более суток, а остатки здания тлели еще три дня. В результате него навсегда потеряны многочисленные хроники и рукописи, а также произведения искусства и предметы быта.

Первой нашей остановкой была Иорданская или Посольская лестница. Это главная лестница Зимнего дворца.

Парадная, или Иорданская лестница, после пожара была восстановлена архитектором В.П. Стасовым, который сумел в общих чертах сохранить замысел Растрелли. До пожара стены и колонны были выполнены из розового мрамора. Начинаясь от Главной галереи, лестница, выполненная из белого мрамора, двумя широкими маршами расходится в разные стороны, которые верхняя площадка соединяет вновь. Когда посетители Эрмитажа проходят первый лестничный марш, их поражает не только роскошь отделки, но и бесконечность объема самого лестничного помещения, который словно прорывается сквозь роспись свода. Гранитные монолитные колонны, уходящие ввысь, поддерживают этот свод. Сверкающее зеркалами и позолотой, пронизанное светом пространство создает настроение торжественного праздника.

Прямо перед Иорданской лестницей находится Аванзал. В мае 1958 года в нем установили «Малахитовый храм» — ротонду, декоративное сооружение из уральских самоцветов, поднесенное Николаю I владельцами Уральских горнорудных заводов Демидовыми в 1836 году. Аванзал

использовали как буфет для шампанского, когда в соседнем Николаевском зале происходили балы.

Николаевский зал (в зале находится портрет Николая I, помещенный в 1856 г.) может вмещать пять тысяч человек. В настоящее время его, а также два соседних помещения используют для проведения

престижных временных выставок. Николаевский зал – центральный зал Зимнего дворца.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: