Эмоциональные высвобождения

Центральным момент любого консультирования (по К.Роджерсу), является высвобождение чувств клиента. Рассмотрим способы, с помощью которых консультант может управлять процессом беседы, чтобы помочь клиенту выразить чувства, с наибольшей пользой для себя (Роджерс К., 1994, Мей Р., 1994, 1997).

Поощрение высвобождения.

Самый верный путь к выявлению значимых проблем и конфликтов - следовать за чувствами клиента по мере их свободного выражения. Поэтому лучшими способами беседы являются те, которые помогают человеку выражать себя настолько свободно, насколько это возможно. Клиент - единственный, кто может подвести консультанта к своей проблеме. Любой способ эмоционального высвобождения, если ему свободно следовать, приводит к вскрытию основного конфликта (Роджерс К., 1994).

Реакция на чувства вместо реакции на смысловое содержание.

Консультант должен научиться чутко воспринимать и отражать выражаемые чувства клиента, в отличие от внимания исключительно к смысловому аспекту информации (Роджерс К., 1994). В обычной жизни люди чаще воспринимают идеи, чем чувства, и еще реже говорят о чувствах открыто (Мей Р., 1994). Осознавать и способствовать выражению скрытых чувств - это особо эффективное умение консультанта (Роджерс К., 1994). Если консультант реагирует на смысловое содержание высказываний клиента, ход беседы подчиняется, как правило, интересам консультанта, т.к. он переключает реагирование на интеллектуальные пути, которые сам же и выбирает. Он решает проблемы на уровне собственного восприятия, которое, как правило, расходится с восприятием клиента. Реакция на чувства, их отражение приносит клиенту удовлетворенность оттого, что он ощущает себя глубоко понятым, что позволяет двигаться к эмоциональным истокам его проблемы.

Реагирование на негативные эмоции.

Если клиент выражает негативные, возможно пугающие его самого эмоции, консультанту важно уметь сохранить нейтралитет, не смотря на "требования" поддержки. Превращаясь в «зеркало», отражая клиента, консультант помогает клиенту полнее осознать самого себя (Роджерс К., 1994).

Консультант стремится своими словами или действиями создать атмосферу, в которой человек мог бы осознать свои негативные чувства и принять их как часть самого себя, вместо того чтобы проецировать их на других или скрывать их с помощью защитных механизмов. Возможность взглянуть в лицо своим страхам и комплексам, принять их, позволит клиенту найти силы, чтобы изменить свой взгляд (Мей Р., 1994).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: