· Разговаривайте со своим ребенком, отвечая на его вопросы, обязательно сообщайте только верные сведения, давайте только верные ответы.
· Говорите с вашим ребенком о ваших собственных чувствах.
· Внимательнейшим образом прислушивайтесь к тому, что говорит ребенок и как он это говорит: слышится ли вам страх, тревога,
беспокойство? Очень полезным может быть повторение слов ребенка. Например: «Ты боишься, что...». Это поможет и родителю, и ребенку прояснить свои чувства.
· Не уставайте уверять ребенка: «Мы вместе. Мы заботимся о тебе. Мы всегда будем заботиться о тебе». Возможно, вам придется повторять эти уверения многократно.
· Дотрагивайтесь до ребенка, обнимайте его как можно чаще. Такие прикосновения очень важны для ребенка в этот период.
· Не жалейте времени, укладывая ребенка спать. Разговаривайте с ним, успокаивайте его. Если нужно, оставьте ночник включенным.
· Наблюдайте за ребенком, когда он играет. Слушайте то, что и как он говорит, следите и замечайте то, как он играет. Часто именно в
игре ребенок проявляет свои чувства: страх, агрессию и т.п.
|
|
· Способствуйте играм, разряжающим напряжение. Имеются в виду игры с водой, песком. Если ребенку хочется что-либо ударить, дай
те ему что-нибудь мягкое, например, подушку.
· Если ребенок потерял или сломал любимую игрушку, позвольте ему быть грустным или поплакать.
· Если вы не справляетесь и вам нужна помощь, свяжитесь со специалистами (Каган В.Е., 1995).
Особенности психологического консультирования взрослых
Особые условия, в которых может оказаться человек, как правило, вызывают у него психологическую и эмоциональную напряженность (Гостюшин А.В., 2001). Как следствие, у одних это сопровождается мобилизацией внутренних жизненных ресурсов; у других - снижением или даже срывом работоспособности, ухудшением здоровья, физиологическими и психологическими стрессовыми явлениями. Зависит это от индивидуальных особенностей организма, условий труда и воспитания, осведомленности о происходящих событиях и понимания степени опасности.
ВОЗДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ