· дайте ребенку понять: вы всерьез относитесь к его переживаниям, и вы знали других детей, которые тоже через это прошли («Я знаю одного смелого мальчика, с которым тоже такое случилось»).
· создайте атмосферу безопасности.
· посмотрите вместе с ребенком «хорошие» фотографии - это позволит обратиться к приятным образам из прошлого, ослабит неприятные воспоминания.
· сведите разговоры о событии с описания деталей на чувства.
· помогите ребенку выстроить жизненную перспективу.
· повторяйте, что чувствовать беспомощность, страх, гнев совершенно нормально.
· повышайте самооценку ребенка (чаще хвалите его за хорошие поступки).
· поощряйте игры ребенка с песком, водой, глиной (помогите ему вынести вовне свои переживания в виде образов).
· нельзя позволять ребенку стать тираном. Не исполняйте любые его желания из чувства жалости (Черепанова Е.М., 1997).
Психологическое консультирование и психотерапия являются неотъемлемой частью процесса реабилитации детей и подростков, поскольку способствуют достижению его основной цели посредством разрешения внутриличностных проблем, затрудняющих психологическую адаптацию детей, пострадавших в зоне локального военного конфликта.
|
|
Общим алгоритмом консультирования детей и подростков является следующая последовательность шагов:
· восстановление у ребенка/подростка позитивного самоотношения, доверия к миру;
· анализ проблем, возникающих после пережитой травмы
· постановка позитивной цели в виде описания желаемого разрешения проблемы и необходимого для этого поведения;
· построение шагов роста (описание конкретных достижений через день, неделю, месяц);
· определение возможных ресурсов и союзников - тех, кто может помочь в достижении желаемого результата
· коррекция агрессивного поведения
· проработка рецидивов старого поведения, препятствующего достижению поставленной цели (Хухлаев О.Е., 2006, Меновщиков В.Ю., 2005, Тарабрина Н.В., 2002).
Психотерапия с детско-подростковым контингентом имеет свою специфику, существенно отличающую ее от психотерапии взрослых людей. Она заключается, прежде всего, в том, что для ее проведения предпочтительнее использование «деятельностных» методов (игротерапия, аниматерапия, арт-терапия, музыкотерапия, танцетерапия и т.д.), поскольку эффективности «терапии словом» препятствует несформированный рефлексивный потенциал. Поскольку детям может быть трудно говорить о той катастрофе, которая произошла, рекомендуется «проработать» психологическую травму в игре. Эго могут быть физические упражнения, направленные на психологическую разрядку и релаксацию, психодраматические упражнения, например разыгрывания сказок. Это могут быть сюжеты, придуманные самими детьми, или готовые сюжеты. Необходимо учитывать следующие моменты. Сказки должны иметь позитивное разрешение. Всегда должен быть найден и проигран приемлемый выход из сложной ситуации, даже если его нет в самой сказке. После проигрывания сюжета должно последовать обсуждение того психологического опыта, который ребенок получил, находясь в своей роли.
|
|
К средствам неспецифической терапии относятся всевозможные песочницы и ванночки с водой, чтобы дети могли играть с водой и песком (Хухлаев О.Е., 2006, Киппер Д., 1993, Колодзин Б., 1992). Известно, что игры с песком и водой обладают сильнейшим терапевтическим эффектом.
При проведении консультационной и психотерапевтической работы с детьми, пострадавшими в зоне локального военного конфликта необходимо учитывать высокую вероятность проявления различных психогенных реакций, в частности:
· страха смерти и одиночества;
· ощущения потери стабильной жизненной ситуации;
· чувства вины;
· аутоагрессии;
· агрессии, направленная вовне, и т.д.
Подобные эмоциональные проявления следует рассматривать как основу для построения работы на следующих этапах психотерапии и/или консультирования, поскольку они свидетельствуют о наличии у детей глубоких внутриличностных противоречий, требующих не только эмоциональной разрядки, но и разрешения.