Рекомендации взрослым при общении с ребенком, пережившим локальный военный конфликт

· дайте ребенку понять: вы всерьез относитесь к его переживаниям, и вы знали других детей, которые тоже через это прошли («Я знаю одного смелого мальчика, с которым тоже такое случилось»).

· создайте атмосферу безопасности.

· посмотрите вместе с ребенком «хорошие» фотографии - это позволит обратиться к приятным образам из прошлого, ослабит неприятные воспоминания.

· сведите разговоры о событии с описания деталей на чувства.

· помогите ребенку выстроить жизненную перспективу.

· повторяйте, что чувствовать беспомощность, страх, гнев совершенно нормально.

· повышайте самооценку ребенка (чаще хвалите его за хорошие поступки).

· поощряйте игры ребенка с песком, водой, глиной (по­могите ему вынести вовне свои переживания в виде образов).

· нельзя позволять ребенку стать тираном. Не исполняйте любые его желания из чувства жалости (Черепанова Е.М., 1997).

Психологическое консультирование и психотерапия являются неотъемлемой частью процесса реабилитации детей и подростков, поскольку спо­собствуют достижению его основной цели посредством разрешения внутриличностных проблем, затрудняющих психологическую адаптацию детей, пострадавших в зоне локального военного конфликта.

Общим алгоритмом консультирования детей и подро­стков является следую­щая последовательность шагов:

· восстановление у ребенка/подростка позитивного самоотношения, доверия к миру;

· анализ проблем, возникающих после пережитой травмы

· постановка позитивной цели в виде описания желаемого разрешения проблемы и необходимого для этого поведения;

· построение шагов роста (описание конкретных достижений через день, неделю, месяц);

· определение возможных ресурсов и союзников - тех, кто может по­мочь в достижении желаемого результата

· коррекция агрессивного поведения

· проработка рецидивов старого поведения, препятствующего достижению поставленной цели (Хухлаев О.Е., 2006, Меновщиков В.Ю., 2005, Тарабрина Н.В., 2002).

Психотерапия с детско-подростковым контингентом имеет свою специфику, существенно отличающую ее от психотерапии взрослых людей. Она заключается, прежде всего, в том, что для ее проведения предпочтительнее использование «деятельностных» методов (игротерапия, аниматерапия, арт-терапия, музыкотерапия, танцетерапия и т.д.), поскольку эффективности «терапии словом» препятствует несформированный рефлексивный потен­циал. Поскольку детям может быть трудно говорить о той катастрофе, которая произошла, рекомендуется «проработать» психологиче­скую травму в игре. Эго могут быть физические упражнения, направлен­ные на психологическую разрядку и релаксацию, психодраматические упражнения, например разыгрывания сказок. Это могут быть сюжеты, придуманные самими детьми, или готовые сюжеты. Необходимо учитывать следующие моменты. Сказки должны иметь пози­тивное разрешение. Всегда должен быть найден и проигран приемлемый выход из сложной ситуации, даже если его нет в самой сказке. После проиг­рывания сюжета должно последовать обсуждение того психологического опыта, который ребенок получил, находясь в своей роли.

К средствам неспецифической терапии относятся всевозможные песочницы и ванночки с водой, чтобы дети могли играть с водой и песком (Хухлаев О.Е., 2006, Киппер Д., 1993, Колодзин Б., 1992). Известно, что игры с песком и водой обладают сильнейшим терапевтиче­ским эффектом.

При проведении консультационной и психотерапевтической работы с детьми, пострадавшими в зоне локального военного конфликта необ­ходимо учитывать высокую вероятность проявления различ­ных психогенных реакций, в частности:

· страха смерти и одиночества;

· ощущения потери стабильной жизненной ситуации;

· чувства вины;

· аутоагрессии;

· агрессии, направленная вовне, и т.д.

Подобные эмоциональные проявления следует рассматривать как ос­нову для построения работы на следующих этапах психотерапии и/или консультирования, поскольку они свидетельствуют о наличии у детей глубоких внутриличностных противоречий, требующих не только эмоциональной разрядки, но и разрешения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: