Арт-терапия

Арттерапия заслуженно признается одной из самых результативных форм психологической помощи в кризисных ситуациях. «Психотерапевтическая энциклопедия» под ред. Б.Д. Карвасарского определяет арттерапию следующим образом: «использование искусства как терапевтического фактора» (2000). Эффективность применения искусства в контексте лечения основывается на том, что этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне. Терапия искусством в настоящее время становится очень популярной как на западе, так и в России. Л.С. Выготский в своем труде "Психология искусства" пишет, что "искусство есть важнейшее средоточие всех биологических и социальных процессов личности в обществе, что оно есть способ уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни" (1998).

Арттерапевтические технологии предоставляют возможность человеку постичь полноту социального творчества, которое можно охарактеризовать следующими составляющими: это, повышенная активность в поиске решений из проблемных ситуаций, постоянное повышение компетентности, высокий уровень прочности здоровья (стрессоустойчивостью, низкой утомляемостью, адекватной самооценкой, отсутствием чувства страха и т.д.); высокая степень зрелости, возможность пребывания в состоянии здесь-и-теперь; мотивация достижения результата, широкий диапазон приемлемых для личности способов решения проблемных ситуаций (отсутствие ощущения «тупика»).

Техники арттерапии, за счет своей универсальности, оказываются очень эффективными при решении широкого спектра проблем: внутри- и межличностных конфликтов, кризисных состояний, в том числе экзистенциальных и возрастных кризисов, травм, потерь, ПТСР, невротических и психосоматических расстройств; в консультировании и терапии детей и подростков, в образовательной деятельности, при проведении коррекционных мероприятий и т.д.). (Копытин А. И., 1999). Обладая рядом
специфических особенностей, арттерапия очень эффективно способствует
восстановлению целостности личности, давая возможность человеку в кризисном достаточно безболезненную возможность личностной интеграции. Что кажется очень важным для нас, как для практических психологов, это то, что при восприятии искусства "мучительные и неприятные аффекты подвергаются некоторому разряду, уничтожению, превращению в противоположные и что эстетическая реакция как таковая в сущности сводится к катарсису, т.е. к сложному превращению чувств" (Л. С. Выготский, 1998).

Отсутствие стабильности, ощущение неопределенности и беспокойства у значительной части населения Южной Осетии, большое количество стрессов и накапливающиеся эмоциональные нагрузки, невротизация взрослых отрицательно влияет на детей, приводит к множеству психологических проблем и нервно-психическим заболеваниям.

Искусство и методы арт-терапии обращаются к внутренним силам человека, происходящим из его творческих возможностей. Искусство терапевтично по своей природе, оно содержит в себе средства приспособления «Я» к окружающей реальности, возможности совладать с травмирующей ситуацией. Использование арт-терапевтических методов - наиболее доступный способ достижения психологической комфортности (Копытин А.И., 2003).

Одним из достоинств методов творческого самовыражения и арт-терапии в реабилитации жертв локальных военных конфликтов является то, что эти методы основаны на невербальном выражении чувств. Невербальные средства зачастую являются единственно возможными для выражения и прояснения травмирующего эмоционального состояния. Находясь в трудной, стрессовой ситуации, человек, сам того не замечая, спонтанно рисует линии, «каракули», зачеркивает изображения, зачерняет пространство листа бумаги, чертит палкой по песку...(Аллан Дж., 1997).

Как правило, данный процесс не контролируется сознанием и может быть использован, как способ вынести травмирующие переживания вовне, освободиться от переизбытка эмоций и чувств.

Это обеспечивает более свободное раскрытие клиентами своего внутреннего мира и более высокий уровень их психологической защищенности и комфорта в процессе занятий, по сравнению с вербальной психотерапией. Приемы арт-терапии связаны с представлением о том, что в любом человек заложена способность к проецированию своих внутренних конфликтов в визуальные формы. По мере того как клиенты передают свой внутренний опыт в изобразительном творчестве, они очень часто становятся способными описывать его в словах (Шевченко Ю.С., Крепица А.В., 1998).

Лечебно-коррекционные эффекты арт-терапии могут проявляться благодаря изобразительной деятельности, даже при отсутствии последующей вербализации переживаний, что связано с действием целого ряда терапевтических факторов и механизмов (релаксация, катарсис, развитие навыков самоорганизации и принятия решений, переживание инсайта и др. Если же изобразительная деятельность осуществляется в группе, это создает предпосылки для обмена опытом на вербальном, так и невербальном уровнях, а также осознанию общности переживаний, что может вести к преодолению характерных для людей с ПТСР чувств одиночества и изоляции. Весьма ценным также представляется то, что арт-терапия стимулирует раскрытие творческого потенциала личности и активизирует ее защитно-приспособительные механизмы (Копытин А.И., 2003).

Сущность арттерапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на клиента и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественной деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт творческой деятельности, а также создании новых позитивных переживаний, рождении креативных потребностей и способов их удовлетворения. Преимущество арт-терапии в том, что человек, наряду с консультациями специалиста, вполне самостоятельно сможет применять отдельные приемы и упражнения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: