Основные этапы изотерапии

Первый этап: свободная активность перед собственно творческим процессом - непосредственное переживание.

Второй этап: процесс творческой работы — создание феномена, визуальное представление.

Третий этап: дистанцирование, процесс рассматривания, направленный на достижение интенционального видения.

Четвертый этап: вербализация чувств, мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы (Копытин А.И., 1999).

При коррекции средствами изобразительного искусства используются разнообразные приемы:

1. Упражнения, предполагающие работу с разными изобразительными материалами и имеющие целью общую активизацию и развитие сенсорной сферы (например, разминая кусок глины, сосредоточить внимание на своих ощущениях).

2. «Общие» темы и упражнения, позволяющие изучать проблемы детей и выражать самые разнообразные переживания (рисунки на свободную тему или на заданную значимую тему – «добро и зло», «страх» и пр.).

3. Темы, связанные с восприятием себя, позволяющие изучать систему отношений детей и положительно влиять на ее изменения (нарисовать или вылепить автопортрет; изобразить каким тебя видят друг или недруг и т. п.)

4. Упражнения и темы, позволяющие изучить отношения ребенка в коллективе с целью выявления причин нарушений поведения и их последующей коррекции.

5. Работа в парах, направленная на развитие коммуникативных возможностей детей («каракули Винникота» ‑ один участник рисует каракули и передает другом, чтобы тот создал образ; один участник начинает рисунок на свободную или заданную тему, а другой заканчивает; затем результата совместной работы обсуждается).

6. Совместное групповое рисование, также направленное на развитие социальных навыков («групповая фреска» ‑ на большом листе бумаги рисуют одновременно или по очереди на ту или иную тему: «жизнь в школе», «поход», «день рождения», «мир вокруг нас»).

7. Групповые изобразительные игры («странное животное» ‑ один ребенок рисует голову животного, загибает лист и передает следующему участнику, тот рисует туловище, загибает лист и передает дальше; в конце каждый пытается рассказать от первого лица о какой-либо части фигуры, которую он не рисовал; аналогично изображается и человек).

8. Изобразительная работа на основе направленной визуализации (представления какого-то зрительного образа) или материала сновидений (дети с помощью арттерапевта вызывают у себя образ на какую-то тему, например путешествие на ковре-самолете или образ из сна, и изображают наиболее яркие впечатления, которые потом обсуждаются).

9. Техники, сочетающие изобразительную деятельность с другими формами творческого самовыражения (передача впечатлений от музыки с помощью рисования в процессе ее прослушивания; изображение образов, вызываемых звучанием собственного имени, ощущениями от своих танцев под музыку и т. д.) (Копытин А.И., 1999).

10. Упражнения, помогающие при разрешении конфликтных ситуаций или служащие для профилактики конфликтного поведения в семье, в школе (изображение конфликта в конкретном или метафорическом виде с последующем обсуждением; создание композиций на тему «шторм», «взрыв»; крупномасштабная работа с использованием малярных кистей, губки и пр. для «выпускания пара» и пр.

Используя терапию искусством, важно и самому консультанту проявлять креативность и не бояться экспериментировать. Именно творческая работа с изобразительными материалами способствует высвобождению чувств раздражения, гнева, обиды, вины, стыда. Терапевтические отношения со специалистом создают атмосферу психологической защищенности и облегчают клиенту осознание смыслов визуальных образов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: