Проектирование уроков профессионального обучения

Как уже отмечалось ранее, урок является основной формой организации педагогического процесса в учебных заведениях системы НПО и СПО. На уроке в основном осуществляется обучение, которое представляет процесс познания человеком себя, окружающего мира и будущей профессии.

Таким образом, педагог на уроке организует познавательную деятельность обучающихся и, естественно, свою собственную. Организовать – значит придать структуру, определить временные рамки, состав участников, разработать программу взаимодействия с обучающимися, обеспечить средствами проведения и т.д. Организация урока позволяет сконцентрировать познание обучающимися опыта поколений, а педагогам – самих обучающихся. В познавательном процессе деятельность обучающихся на уроке принято называть учебно-познавательной, а педагога – дидактической (от греческого слова «дидактика», обозначающее в первоначальном смысле искусство учить, научать или наставлять кого-то).

Но на уроке не только организуется познавательная деятельность обучающихся, педагог также управляет этой деятельностью.

Управлять познавательной деятельностью – это значит ставить вполне конкретную и достижимую цель перед процессом познания на уроке, отбирать и дозировать учебный материал, методы и средства преподавания и учения, регулировать и координировать учебно-познавательную деятельность, контролировать ее. Педагог, организуя урок и управляя им, направляет, усиливает, ускоряет процесс познания обучающимися опыта поколений. Таким образом, урок – это определенным образом организованное общение педагога и обучающихся, обучающихся между собой.

Во втором разделе пособия мы определили, что такая предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности обучающихся называется педагогическим проектированием.

Для проектирования педагогу следует знать об уроке все: типы и виды уроков, формы его организации и функции. Ранее мы уже определили типы и виды уроков, а сейчас рассмотрим его формы и функции.

Различаю четыре формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальную, фронтальную, групповую и коллективную.

Индивидуальная форма познавательной деятельности имеет место в том случае, когда содержание учебного материала вполне доступно для самостоятельного изучения обучающимися. Познавательная задача в этом случае не выступает перед учебной группой как общая и решается индивидуальными усилиями каждого ученика самостоятельно, без непосредственного его общения с другими обучающимися.

Фронтальная форма познавательной деятельности предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми обучающимися учебной группы для решения ими общей познавательной задачи. Фронтальная форма – самая распространенная форма в профессиональных образовательных учреждениях, и используется на уроках теоретического и практического обучения, на семинарах и экскурсиях, конференциях и т.д.

Групповая форма организации познавательной деятельности используется в тех случаях, когда единая познавательная задача ставится перед определенной группой обучающихся, а количество групп – несколько. Величина группы зависит от содержания и характера работы и может колебаться от двух до шести. Групповая форма порождает взаимную ответственность, внимательность, взаимопомощь, формирует интерес к работе товарища.

Коллективная форма познавательной деятельности – это такая форма, при которой коллектив обучает каждого своего члена, и в то же время каждый член коллектива принимает активное участие в обучении всех других членов. Сущность коллективного обучения можно сформулировать так: все обучают каждого, каждый обучает всех. Выделяют следующие признаки, характеризующие коллективную форму познавательной деятельности:

1) наличие у всех участников общей цели;

2) между участниками имеет место разделение труда;

3) работа строится на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи. Коллектив – это группа людей, сотрудничающих друг с другом;

4) участники работы привлекаются к учету и контролю за ее выполнением;

5) работа каждого участника приобретает общественную значимость;

6) всей работой руководит педагог, а социальная активность учащихся проявляется непосредственно в учебных занятиях.

При коллективной форме взаимодействие обучающихся происходит в парах сменного состава и динамических парах. Общее задание делится между членами микрогруппы (чаще всего – четыре человека). Каждый опрашивает каждого, каждый отвечает каждому. При этом возникает ситуация коллективного взаимодействия всех членов группы.

Функциями урока являются: образовательная, воспитательная, развивающая. Образовательная функция урока состоит в его способности формировать у учащихся знания, навыки, умения, составляющие содержание профессиональной подготовки будущего профессионала.

Воспитательная функция урока заключается в направлении его содержания, методов и средств на достижение целей по осуществлению формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности будущего работника.

Развивающая функция урока – это нацеленность его на развитие психологических качеств личности. Эти функции урока характеризуют его широкие педагогические возможности, и это необходимо учитывать при проектировании урока.

На уроках теоретического обучения происходит, прежде всего, формирование у учащихся множества понятий, отражающих основы работы технических устройств, машин и механизмов, основы технологии современного производства.

Специалисты рекомендуют начать обучение с определения родовидовой принадлежности понятий. Так, понятие «электродвигатель» целесообразно раскрывать через такие понятия, как «устройство», «механическое устройство», «машина», «двигатель», «электродвигатель», «электродвигатель постоянного тока». При отборе понятий требуется учитывать межпредметные связи.

При проектировании уроков теоретического обучения руководствуются следующими принципами, способствующими проявлению его специфики:

– организации освоения понятий путем рассмотрения условий их происхождения и развития;

– приоритета дедуктивного способа освоения перед индуктивным;

– определения места понятий во всей системе профессионального образования;

– формирования умений оперировать теоретическим материалом на практике, а также умения мысленно выполнять предметные практические действия.

Благодаря реализации этих принципов на уроке проявляется активная позиция учащихся и происходит формирование у них профессионального мышления.

Все это относится преимущественно к урокам теоретического обучения. На уроках производственного обучения основными являются практические навыки и умения. Мастер профессионального обучения несколько иначе проектирует урок. Он имеет дело с практической деятельностью, а следовательно, и с ее проектированием. При этом целесообразно руководствоваться следующими принципами:

– адекватного (соответствующего) перевода формируемой трудовой деятельности в систему конкретных профессиональных навыков и умений и наоборот;

– отражающего формирования ориентировочной (нормативной) основы профессиональных умений, соответствующих профессиональной трудовой деятельности;

– поэтапного формирования профессиональной деятельности как процесса ее интериоризации;

– оперативного непрерывного контроля формируемых навыков и умений как составных частей целостной профессиональной трудовой деятельности.

При проектировании уроков производственного обучения рекомендуется учитывать определенные требования, которым должна отвечать практическая деятельность учащихся. Она должна:

– воспроизводить продукт заданного образца в соответствии с чертежами и техническим описанием;

– раскладываться на такие действия и операции, которые учитывали бы технологию производственного процесса, предписываемую технологическими картами;

– отвечать установленной норме производительности (количество продукта в единицу времени);

– быть сознательной;

– носить обобщенный характер и строиться на системе специфических теоретических понятий;

– выполняться с известной мерой навыка: легко, свободно, в быстром темпе и со значительной степенью автоматизации.

Урок производственного обучения проектируется так же, как и другие сложные оргформы педагогического процесса, но его проектирование имеет свою специфику. При проектировании урока производственного обучения формируются цели и задачи деятельности как анализ и выделение заданных характеристик продукта. Далее анализируются предмет и средства труда с точки зрения возможностей получить заданный продукт деятельности. Тщательному анализу подвергаются трудовые действия учащихся и их последовательность. На этой базе идет создание общей структуры педагогического процесса на уроке.

Методическая структура урока производственного обучения строится на анализе технологии изготовления продукта, состава и последовательности технологических операций, на определении места контроля и коррекции деятельности по ходу выполнения. Поэтому в уроки производственного обучения включены обходы и инструктажи. Учебная деятельность каждого учащегося регулируется учебной картой, которая, в свою очередь, является продуктом его деятельности на уроке.

Формы проектирования урока: план, конспект или методическая разработка.

План – краткое изложение методической структуры урока с элементами его педагогической структуры. В плане фиксируются цель и задачи урока, его тип, реализуемые на уроке принципы и выбранные методы. Основное место занимает перечень и обозначение ведущей деятельности педагога и учащихся.

Конспект – подробное проектирование урока. В нем не только фиксируется все, что есть в плане урока, но и подробно излагаются содержание, приемы и методы каждого этапа урока, вся деятельность педагога и учащихся.

Методическая разработка – это комплекс всех материалов, обеспечивающих проведение урока. В ней есть план или конспект урока, объяснение многих позиций, методическое обеспечение данного урока (или серии уроков).

Педагогу самому предстоит выбирать, в какой из этих форм он будет проектировать тот или иной урок, который проектируется с учетом специфики усваиваемого содержания и в соответствии с содержанием меняется продолжительность урока и т.д.

При проектировании урока педагогу важно избавиться от боязни отступить от нормативов и инструкций и больше доверять своей интуиции, переориентироваться с методической и педагогической структур урока на психологическую, отдав ей приоритет, стремиться к удовлетворению и развитию познавательных интересов учащихся, к формированию у них ответственного отношения к учению и будущей профессиональной деятельности.

Проектируя урок, мастер профессионального обучения, преподаватель должен ориентировать его на развитие обучающихся через увеличение их самостоятельности и инициативы, использование их активной деятельности.

Как уже отмечалось выше, урок остается ведущей формой обучения. Со времени разработки урока Я.А. Коменским на протяжении сотен лет он видоизменялся (лабораторные работы, семинар и т.д.), но оставался оптимальной формой организации учебного процесса. В структуре урока удачно взаимодействуют все компоненты педагогического процесса. Структура урока – это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Традиционный урок имеет следующую структуру: опрос, объяснение нового материала, закрепление изученного материала, домашнее задание.

Урок продолжает оставаться творчески развивающейся формой обучения. Тенденции, касающиеся общего организационного построения уроков, проявляются в видоизменении их структуры, варьировании типов уроков в сочетании с другими организационными формами обучения, в максимальном сокращении времени на проверку домашнего задания и устный опрос, увеличении доли самостоятельной работы учащихся и т.д. Поэтому современные типы и виды уроков имеют свою структуру.

Рассмотрим структуру урока, реализующего развивающий тип обучения. Для развивающего обучения характерна актуализация опорных знаний и способов деятельности учащихся.

При этом под актуализацией понимается восстановление в памяти учащихся опорных (базовых) понятий, которые обеспечивают основу для формирования новых знаний, умений и навыков; формирования новых понятий и способов деятельности. Под формированием понимается возможность преподавателя использовать методы и приемы, обеспечивающие проблемно-развивающий характер обучения, применение сформированных знаний и умений. Данный этап, в отличии от закрепления, характеризуется решением учебно-познавательных задач с профессиональной направленностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: