Понятие, цели и задачи предпринимательства

Предпринимательство — неотъемлемая часть хозяйственной деятель­ности руководителей и специалистов предприятий, коммерческих и фи­нансовых организации. Однако до самого последнего времени эта важ­нейшая функция управления экономикой очень слабо освещалась не только в российской, но и в зарубежной литературе. Наука стороной обошла этот активный вид человеческой деятельности, отдав его на от­куп народному творчеству.

С целью оказать помощь предпринимателям американские специ­алисты Роберт Хизрич и Майкл Питере написали серию книг под общим названием "Предпринимательство" — некоторое подобие учебника для начинающих. При этом, как отмечают авторы, они столкнулись с отсут­ствием четкого определения этого понятия.

Что же такое предпринимательство? Изучив вопрос, начиная со сред­них веков, Хизрич и Питере пришли к выводу, что "предпринимательст­во - это процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель — это человек, который затрачивает на это все силы, берет на себя весь... риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым"*. Подобное определение с явной окраской романтизма вряд ли дает достаточно точное представление о предпринимательстве, особенно в России 90-х гг.

Главная задача всякого предпринимателя, которая заключается в по­лучении дохода на вложенный труд и капитал, - это житейская проза, а отнюдь не романтика.

В Законе Российской Федерации "О предприятии и предпринима­тельской деятельности" отмечается, что "предпринимательская деятель­ность (предпринимательство) представляет собой инициативную само­стоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли". Вероятно, справедливо, что этот закон не приме­няется по отношению к юридическим лицам, гражданам и их объедине­ниям, занимающимся деятельностью, не преследующей цели получения прибыли.

Предпринимательская деятельность в этом Законе взаимосвязана с деятельностью предприятия, вследствие чего "статус предпринимателя приобретается посредством регистрации предприятия". Однако в Граж­данском кодексе Российской Федерации предусматривается индивиду­альная предпринимательская деятельность без образования юридичес­кого лица, которая осуществляется в рамках общих правил предприни­мательства, регулирующих деятельность юридических лиц.

Главное содержание предпринимательства в сфере производства за­ключается в нахождении и формировании спроса на продукты (выпол­ненную работу, оказанные услуги) и удовлетворении его путем изготов­ления (создания) и продажи продуктов (выполненных работ, оказанных услуг) в качестве товара.

Безразлично, сам ли предприниматель организует производство этих товаров или выступает в качестве посредника между производителем и потребителем. Главное, что отличает предпринимательскую деятельность от других некоммерческих структур, - это прибыль, получаемая как раз­ница между доходами и затратами предпринимателя. Предприниматель не обязательно должен быть собственником предприятия, поэтому надо отличать доход предпринимателя от дохода собственника.

Дивиденд на акции, процент по депозитам, арендная плата за землю есть доход на собственность. Но этот доход образуется только потому, что его выплачивает предприниматель из своего дохода. Получив в свое распоряжение заимствованную собственность, предприниматель дейст­вует на рынке: организует выпуск новой продукции, налаживает эффек­тивные коммерческие связи, пускает в оборот чужой капитал, извлекает из этого прибыль для себя.

Собственник на рынке - фигура пассивная; предприниматель же, наоборот, активный агент рынка, который формирует и развивает про­изводство, устанавливает рыночные связи.

Не каждый субъект рынка, в том числе бизнесмен, может быть назван в полной мере предпринимателем. Таковым нельзя, к примеру, считать рантье, отдающего капитал банку под проценты, или владельца фирмы, которая из года в год производит один и тот же товар (предоставляет одни и те же услуги). Эти субъекты осуществляют не предприниматель­ские, а репродуктивные функции, но в обыденной жизни часто называ­ют предпринимателями всех, кто занят бизнесом.

В строгом смысле слова предпринимателями являются только дело­вые люди, поведение которых на рынке отличается поисковым характе­ром. Поиск нового, организация работы персонала предприятия, направ­ленная на выявление новых возможностей для хозяйственной активнос­ти, освоение новых рынков, переход к производству новых товаров и услуг — это и есть предпринимательская деятельность.

Совершенно не обязательно, чтобы предприниматель лично занимал­ся всеми проблемами предприятия. Выполнение отдельных задач может

быть делегировано другим лицам. Предприниматель должен быть источ­ником и руководителем творческой активности и предприимчивости работников предприятия.

Советская наука в прошлом вообще обходила вопросы предпри­нимательства. Этого слова вы не найдете даже в Толковом словаре русского языка С. Ожегова. Советские обществоведы рассматривали предпринимательство как сугубо классовое явление, хотя в повсед­невной жизни и хозяйственной практике большинство людей (а ру­ководители непременно) в той или иной мере соприкасались с прак­тикой предпринимательства. Предпринимательство — это хозяйствен­ная предприимчивость, отрицающая самоуспокоенность, застой, само­довольство, расточительство.

Хозяйственник, не являющийся предпринимателем, - это плохой ра­ботник, поденщик, отбывающий на службе регламентированные часы. Предприниматель ищет и находит пути развития и повышения эффек­тивности производства, улучшения качества работы, увеличения при­быльности предприятия независимо от того, является ли он владельцем данного предприятия или наемным служащим.

Предпринимательский риск в одинаковой степени присущ обоим типам предпринимателей: владелец рискует своим капиталом, наемный работник — карьерой и заработной платой. Задача любого предпринима­теля - получить доход на вложенный труд и капитал. Уровень качества его работы определяется объемами полученного дохода на капитал. Сле­довательно, предпринимательство — это хозяйственная деятельность, на­правленная на получение и наращивание дохода.

Безусловно, следует отличать предпринимательство от менеджмента, а предпринимателя от управляющего. Предприниматель самостоятельно действует на свой страх и риск и под свою ответственность (в том числе имущественную). Менеджером может быть наемный работник, органи­зующий реализацию задач, поставленных предпринимателем. Он несет меньшую имущественную ответственность за свои действия, чем владе­лец предприятия - предприниматель.

Конечно, в настоящее время, когда коммерческая деятельность по­лучила широкое распространение, разделение на менеджмент и пред­принимательство в значительной степени условно. Предприниматель не всегда является собственником капитала, но почти всегда он ме­неджер в той или иной степени.

Фирмы, стремящиеся к развитию, все чаще используют предприни­мательский стиль управления, который принимает форму предпринимательского менеджмента. Фирмы, которые уделяют недостаточное вни­мание предпринимательству, теряют позиции на рынке из-за недостаточной гибкости управления и производства.

Побеждает тот, кто быстро реагирует на запросы общества, расширяет участие на рынке за счет внедрения новых технологий и освоения производства пользующихся спросом товаров. Сегодня в мире крупного бизнеса крепнет убеждение, что рассчитывать на успех можно только в том случае, если чувствовать себя предпринимателем.

Среди наиболее важных целей предпринимателя — производство товаров и услуг, доход, престиж, развитие бизнеса. Как показано на рис. 13., все эти цели взаимосвязаны.

Рис. 13. Цели предпринимательства

Развитие капитализма в течение долгого времени неопровержимо доказывало, что извлечение дохода и обеспечение благополучия общест­ва мало совместимы. В истории достаточно примеров, подтверждающих это.

Однако времена изменились, а вместе с ними изменилось и обще­ство, которое, опираясь на достижения науки и техники, стремится к установлению демократии и в интересах самозащиты отторгает биз­нес, не отвечающий его запросам и условиям современного произ­водства.

Изменился и сам предприниматель: к таким исконным его чер­там, как предприимчивость, склонность к риску, напористость, энер­гичность, добавилось образование, интеллект, чувство социальной от­ветственности.

Предприниматель начинает непосредственно служить обществу. Японский бизнесмен Кадзума Татеиси в своих лекциях, которые он чи­тал студентам РЭА им. Г.В. Плеханова, уподоблял взаимосвязь между предпринимателем, предприятием, прибылью и служением обществу, живой природе, утверждая, что предприятие, стремясь к получению при­были, служит интересам общества, как и пчела, которая собирает нектар отнюдь не для того, чтобы опылять цветы, а желая получить мед, но тем не менее служит интересам цветов.

Однако было бы наивно думать, что бизнесмен всегда ставит перед собой общественно полезные цели — в большинстве случаев его к этому

побуждают сами условия производства, социальная среда, законодатель­ство и новые "правила игры" на рынках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: