Франчайзинг

Франчайзингсмешанная форма крупного и мелкого пред­принимательства; система взаимовыгодных партнерских отношений. Он объединяет элементы аренды, купли—продажи, подря­да, представительства, но в целом остается самостоятельной фор­мой договорных отношений хозяйствующих субъектов, имеющих статус юридического лица. Взаимодействие крупного (корпорации, фирмы и т.п.) и мелкого предприятий осуществляется на основе договора франчайзинга, заключаемого между крупным предпри­ятием — франчайзером и мелким — франчайзи (оператором).

При этой форме предпринимательства в соответствии с франчайзным соглашением франчайзер (обычно крупная родительская компания) обязуется снабжать мелкую фирму или бизнесмена, действующих в рамках оговоренной территории, своими товарами, рекламными услугами, отработанными технологиями бизнеса. За это фирма (франчайзи) обязуется предоставить компании (фран­чайзеру) услуги в области менеджмента и маркетинга с учетом ме­стных условий, а также инвестировать в эту компанию какую-то часть своего капитала. Франчайзи обязуется иметь деловые кон­такты исключительно с компанией-франчайзером, а также вести бизнес в соответствии с ее предписаниями.

Почти всегда франчайзи выплачивает единовременный взнос за право пользования на рынке именем и торговой маркой. Кроме этого взноса франчайзи и капиталовложений в основные фонды, сделанные им, франчайзер может назначить регулярную плату за рекламу торговой марки, используемую оператором. Плата, как правило, устанавливается в пределах 1—5% выручки. Франчайзер устанавливает также размер отчислений от объема текущих про­даж франчайзи, составляющий в среднем 2—3%, но бывает и зна­чительно выше. Франчайзи компании «Макдональдс» вносят 12%. Существуют и другие нормы отчислений Например, в США вла­делец химчистки, выплачивающий головной компании всего 100 долл. в месяц, может иметь неограниченное число пунктов приема.

В экономической литературе различают два типа договорных отношений. Первый получил наибольшее применение в сфере тор­говли. Суть его состоит в том, что фирма-франчайзи узко специа­лизирована на реализации одного вида товаров и услуг и получе­нии фиксированной доли от общего объема продаж. По такой форме договора работает большинство фирм-франчайзи по торгов­ле автомобилями, автосервисов, бензоколонок.

Другой тип договорных отношений значительно сложнее. Мелкая фирма-франчайзи работает не просто под торговой маркой франчай­зера, а включается в полный цикл крупной корпорации, выполняя равные с ней требования технологического процесса, качества, обу­чения персонала, выполнения плана продаж, оперативной отчетности. Все это приводит к особой ответственности мелкой фирмы.

Предприятие-франчайзи функционирует как частица единой системы, организованной франчайзером. В США в настоящее вре­мя свыше полумиллиона предприятий действуют в рамках льгот­ного предпринимательства, и их доля по сравнению с самостоя­тельными предприятиями неуклонно растет.

С целью распространения франчайзинга владельцы крупных фирм периодически проводят выставки, чтобы привлечь потенци­альных покупателей права на льготное предпринимательство.

Наиболее широко эта форма предпринимательства развита в таких областях бизнеса, как бензозаправочные станции (32%), тор­говля легковыми и грузовыми автомобилями (6%), рестораны и закусочные быстрого обслуживания (7%).

В России наиболее типичным представителем системы фран­чайзинга служит американская фирма «Макдональдс», заключив­шая договоры с поставщиками овощей, фруктов, мяса, молока и других продуктов, требуемых для фирмы.

Франчайзинг имеет свои преимущества и недостатки В числе преимуществ, фирма-франчайзи приобретает некоторую гарантию своего существования; экономит средства на маркетинговых ис­следованиях, консультациях и других услугах профессионалов; имеет гарантию поставок сырья, материалов, полуфабрикатов, от­крывает свое дело с меньшим риском; получает советы и поддерж­ку от своего партнера — крупной фирмы.

Весьма очевидна заинтересованность крупных фирм в разви­тии франчайзинга Они расширяют сферу сбыта своей продук­ции, проникая на небольшие рынки, и, следовательно, имеют информацию для быстрого реагирования на изменение спроса, привлекают дополнительный капитал, устанавливают строгий оперативный контроль за качеством продукции и услуг, произ­водимых и реализуемых оператором.

Недостатки франчайзинга, необходимость учета интересов партнера — крупной компании и других держателей акций; необхо­димость регулярных отчислений не от прибыли, а от объема продаж может поставить держателя лицензии в трудные финансовые усло­вия; наличие права у продавца лицензии проверять финансовую до­кументацию, обязательность придерживаться методов ведения биз­неса, изложенных в инструкции партнерской компании, что может ограничивать возможности маневра, выкуп (по требованию компа­нии партнера) всего необходимого оборудования и материалов мо­жет ограничить в действиях держателя лицензии.

Медленное становление рыночной экономики, тяжелый налого­вый пресс, недостаточно развитая правовая база, неплатежи за про­дукцию и услуги, слабая государственная поддержка предпринима­тельства сдерживают развитие бизнеса в России. Несмотря на это за­падные франчайзеры начинают проявлять инициативу в заключении контрактов с франчайзи России, например, известные компании «Макдональдс», «Пицца-хат», «Рэнк-Ксерокс», «Нефто Аджип» и др. По существу франчайзинг у нас представлен пока еще в одной форме - зарубежный франчайзер — российский франчайзи (оператор).

Становление и развитие франчайзинга, наряду с арендой и ли­зингом, позволит быстрее решать проблему занятости населения, преодоления монополизма производства, развития конкуренции — движущей силы рыночной экономики.

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

3.1 ПОНЯТИЕ ОБ ОСНОВНЫХ ФОНДАХ. НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ

Основной признак предприятия – наличие в его собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества. Именно оно обеспечивает материально-техническую возможность функционирования предприятия, его экономическую самостоятельность и надежность. Без определенного имущества не могут осуществлять свою деятельность ни крупные, ни малые пред­приятия, ни индивидуальные предприниматели.

Основные фондыэто материально-вещественные ценности, действующие в неизменной натуральной форме в течение длитель­ного периода времени и утрачивающие свою стоимость по частям

В зависимости от характера участия основных фондов в про­цессе расширенного воспроизводства они подразделяются на про­изводственные и непроизводственные основные фонды.

Производственные основные фонды функционируют в сфере материального производства, неоднократно участвуют в процессе производства, изнашиваются постепенно, а их стоимость перено­сится на производимый продукт по частям по мере использования. Пополняются они за счет капитальных вложений.

Непроизводственные основные фонды — жилые дома, детские и спортивные учреждения, другие объекты культурно-бытового обслу­живания, которые находятся на балансе предприятия. В отличие от производственных непроизводственные фонды не участвуют в процес­се производства и не переносят своей стоимости на продукт, ибо он не создается. Стоимость их исчезает в потреблении. Фонд возмещения не создается. Воспроизводятся они за счет национального дохода.

Несмотря на то что непроизводственные основные фонды не ока­зывают непосредственного влияния на объем производства и рост производительности труда, их увеличение неразрывно связано с улучшением благосостояния работников предприятия, с повышением материального и культурного уровня их жизни, что в конечном счете влияет на результаты деятельности предприятий.

Основные производственные фонды — материально-техничес­кая база общественного производства. От их объема зависят произ­водственная мощность предприятия, уровень технической воору­женности труда. Накопление основных фондов и повышение техни­ческой вооруженности труда обогащают процесс труда, придают труду творческий характер, повышают культурно-технический уро­вень общества.

В условиях перехода к рыночной экономике основные фонды - главная предпосылка дальнейшего экономического роста за счет всех факторов интенсификации производства.

В основных фондах воплощена и наиболее важная часть материальных ресурсов общества. Основные фонды в экономике России по балансовой стоимости на начало 1999 г. составляли 471,1 млрд. руб. В промышленности сосредоточено около 70% всех основных фонд Введено в действие основных фондов за 1998 г. — 14255 млн. руб.

В связи с реформированием российской экономики значи­тельно возросло привлечение и использование нематериаль­ных активов, в состав которых входят активы по интеллекту­альной собственности.

К нематериальным активам, используемым в течение дли­тельного периода времени (свыше одного года) в хозяйствен­ной деятельности и приносящим доход, относятся права, воз­никающие:

• из авторских и иных договоров на произведения науки,
литературы, искусства и объекты смежных прав, на програм­мы ЭВМ, базы данных и др.;

• из патентов на изобретения, промышленные образцы, се­
лекционные достижения, из свидетельств на полезные моде­
ли, товарные знаки и знаки обслуживания и лицензионных
договоров на их использование;

• из прав на «ноу-хау» и др.

Кроме того, к нематериальным активам относятся права пользования земельными участками, природными ресурсами.

Основные средства и нематериальные активы в процессе использования изнашиваются (теряют актуальность), и их стоимость погашается путем начисления износа (амортизационной стоимости) и списания на издержки производства в течение нормативного срока их полезного использования по нор­мам амортизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: