double arrow

Нормативно-правовое регулирование развития предпринимательства


Основные этапы развития предпринимательства в Республике Беларусь

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ

Тема 2. ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Зарождению предпринимательства в Республике Беларусь предшествовал экспериментальный этап (1986-1987 гг.), когда в 1986 г. в СССР был принят закон "Об индивидуальной трудовой деятельности" и стали активно развиваться центры научно-технического творчества (НТТ) и временные творческие коллективы (ВТК), которые дали возможность реализоваться предпринимательскому потенциалу.

За последние годы предпринимательство в республике прошло следующие основные этапы.

Кооперативная предпринимательская деятельность (1988 -1991 гг.). Становление предпринимательства началось с момента ввода в действие Закона "О кооперации в СССР". Уже на начало 1991 г. в Беларуси действовало более 6 тыс. предпринимательских структур, но только около 800 из них занима­лись производством товаров народного потребления. Их доля в общем объеме производства этих товаров составляла 1,1%, а по бытовым услугам - 2,5%. Удельный вес фонда заработной платы работников предприятий указанного профиля составлял 4,1%.




Прежде всего в предпринимательской сфере сформировалась такая организационная форма, как кооперативная. Ее особенностью было установление распределения доходов между работниками (членами) кооператива пропорционально трудовому участию. Такие хозяйственные структуры практически являлись предприятиями с одним или несколькими хозяевами, привлекавшими к труду наемных работников. Поэтому кооперативная форма хозяйствования приживалась только в сферах деятельности, не требующих значительных капитальных вложений и позволяющих распределять основную часть дохода между работниками. Она была эффективна только для оказания консультационно-информационных услуг, при разработке программных средств, при торгово-закупочной и посреднической деятельности. У предпринимателей, желающих заниматься другими видами деятельности (в реальном секторе экономики), возникала необходимость трансформировать кооперативы в другую организационно-правовую форму. Значительная часть предпринимательских структур получала доходы главным образом путем перепродажи товаров, купленных в государственном секторе экономики по фиксированным ценам, другим предприятиям (в том числе государственным) по свободным ценам.

Дальнейшее развитие предпринимательства было связано с принятием в мае 1991 г. Закона "О предпринимательстве в Республике Беларусь".

Предпринимательская деятельность в период свободного ценообразования (1992-1995 гг.). Этот период характеризуется разрывом экономических связей, сложившихся между бывшими республиками СССР, ухудшением для Беларуси условий внешней торговли в связи с применением во внешнеэкономических отношениях мировых цен (особенно на энергоносители). Это, в сочетании с непродуманной экономической и экспансионистской денежно-кредитной политикой и некоторыми другими факторами, привело к снижению за 1992 – 1995 гг. реального ВВП на 33,9% (или на 9,8% в среднем за год), реальных доходов населения - на 38% (11,3% в среднем за год), валовой продукции промышленности - на 38%, сельского хозяйства - на 40,3%, к увеличению отрицательного сальдо торгового баланса товарами и услугами в 1995 г. до 483,3 млн. долл. США, к росту потребительских цен.



Несмотря на сложные экономические условия, в данный период предпринимательство развивалось достаточно высокими темпами. Либерализация внешней торговли и снятие запретов на частную торговлю внутри страны способствовали расширению торгово-посреднической деятельности. Падение потребительского спроса торговые предпринимательские структуры компенсировали импортом дешевых и низкокачественных товаров из-за границы. Быстрая оборачиваемость торговых капиталов позволяла динамично увеличивать объемы операций, открывать новые магазины.

В эти годы в предпринимательскую деятельность вовлекалось большое число граждан. Стабильно росла доля малого предпринимательства, происходило очень быстрое и легкое накопление капиталов, развивалось также производство дефицитных товаров широкого потребления, сфера услуг, розничной торговли, общественного питания и т. д.



Экспертные данные показывают, что до 60% работников предпринимательской сферы было занято в таких доходных отраслях, как торгово-закупочная и посредническая деятельность.

Формирование предпринимательских структур (1996 -2000 гг. Если до 1996 г. предпринимательство в республике развивалось по законам первоначального накопления капитала, то с 1996 г. четко проявилась тенденция к усилению государственного регулирования предпринимательской деятельности, в том числе ужесточение налогового законодательства. Начиная с 1996 г. малые предприятия оказались в равном экономическом положении с другими юридическими лицами. Практически доход на одного занятого в предпринимательском секторе стал равен средней заработной плате по стране.

Вместе с тем именно малые предприятия служили генератором структурных трансформаций, препятствуя структурному кризису в экономике страны.

Развитие негосударственного сектора экономики привело к перераспределению рабочей силы. В целом численность занятых в государственном секторе экономики в 1999 г. сократилась по сравнению с 1990 г. почти на одну треть с одновременным ростом численности работников негосударственных предприятий. По официальным данным, негосударственный сектор в 1990 г. обеспечивал почти 22% объема произведенной продукции в ценах 1990 г., а в 1999 г. этот показатель превысил 40% .

Начиная с 1995 г., в Беларуси стала прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной концентрации и централизации капиталов, развитию хозяйственной деятельности на основе различных видов предпринимательства.

Для этого этапа развития предпринимательства характерно возникновение не только большого числа малых предприятий, но и акционерных обществ, страховых и финансовых компаний.

Процесс становления цивилизованного бизнеса в значительной мере определяется наличием и состоянием законодательной базы, устанавливающей «правила игры» для участников рынка.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности – это комплекс форм и методов государственного влияния на деятельность субъектов предпринимательства с целью создания нормальных условий их функционирования и развития, ослабления отрицательных тенденций, вызываемых этой деятельностью.

В настоящее время предпринимательская деятельность в Республике Беларусь регламентируется в первую очередь Конституцией Республики Беларусь (1994 г.) и Гражданским кодексом (1998 г.), который устанавливает общие правила поведения: как заключать договоры, как наказывать нарушителей долговоров, как закреплять собственн7ость и как ее передавать и . д.

Гражданский кодекс дополняется множеством , которые регулируют отдельные стороны предпринимательской деятельности. Прежде всего следует назвать законы о предпринимательстве, о налогах и сборах, о сделках и договорах, о собственности, о предприятии, об акционерных обществах и обществах с дополнительной ответственностью, об аренде, о защите прав потребителей и др.

Если говорить конкретно, то предпринимательская деятельность в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Законом "О предпринимательстве в Республике Беларусь" № 813-XII от 28 мая 1991 г. с дополнениями и изменениями.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь" допускаются следующие формы предпринимательской деятельности (ст. 3 данного закона): частное предпринимательство, осуществляемое субъектами предпринимательства на основе своей собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании; коллективное предпринимательство, осуществляемое предпринимателями на основе коллективной собственности или на основе имущества, полученного и используемого на законном основании.

С 1991 г. - с момента принятия Закона "О предпринимательстве в Республике Беларусь" - в Республике Беларусь были приняты и другие законы и нормативные акты правительства о предпринимательской деятельности и государственной поддержке малого предпринимательства.

1. Указ Президента Республики Беларусь от 24.03.2005 № 148 (ред. от 01.03.2007) «О неотложных мерах по поддержке предпринимательства. Законодательная база. Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 (Электронный ресурс) / «ЮрСпектр, Нац. Центр правовой информации Республики Бекларусь. - Минск, 2007.

2. Указ Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 № 496 «О совершенствовании порядка создания индивидуальными предпринимателями частных унитарных предприятий и их деятельности». Законодательная база. Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 (Электронный ресурс) / ))) «ЮрСпектр, Нац. Центр правовой информации Республики Бекларусь. - Минск, 2007.

3. Указ Президента Республики Беларусь от21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства». СБ Беларусь сегодня, 26 мая 2009 г.- С. 1.

Декрет Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» с с последующими изменениями и дополнениями.

Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности», который упразднил выдачу лицензий на 16 видов деятельности. Это значит, что примерно свыше 30% действующего бизнеса Беларуси освобождена от получения лицензий.

Развитие законодательства о регулировании предпринимательской деятельности свидетельствует о том, что предпринимательская способность в Беларуси рассматривается как один из основополагающих факторов роста белорусской экономики, присутствующий как на малых, так и средних и крупных (уже реализовавших предпринимательскую способность) предприятиях.







Сейчас читают про: