Методология обоснования регулируемых цен

Рыночная экономика предполагает преимущественно свободное ценообразование на продукцию и услуги всех отраслей. Свободные рыночные цены формируются с учетом спроса и предложения на каждый продукт. Однако на отдельные, в особенности социально значимые, товары в переходный период осуществляется централизованное регулирование государственных закупочных цен, по которым реализуют подавляющую часть сельскохозяйственной продукции товаропроизводители общественного сектора АПК. В связи с этим научно обоснованное формирование закупочных цен имеет важное значение для обеспечения эквивалентности межотраслевого обмена и создания общественно нормальных условий воспроизводства для основной массы субъектов хозяйствования. Процесс централизованно регулируемого ценообразования предусматривает обоснование себестоимости продукции как базы цен и нормы чистого дохода в цене. В соответствии с традиционными теоретическим подходом цены на отечественную сельскохозяйственную продукцию должны формироваться на уровне общественно необходимых затрат в худших условиях производства (на худших по плодородию землях), если более дешевой продукции со средних и лучших земель недостает до полного насыщения потребительского спроса на отечественном рынке. Тогда товаропроизводители на средних и лучших землях получают рентные доходы, одну часть которых государство должно изымать для перераспределения, а другую — оставлять у себя для расширения производства и его дополнительного экономического стимулирования.

Однако плодородие земель, фондооснащенность и трудообеспеченность резко различаются по районам и хозяйствам республики. Качественная оценка пашни колеблется в интервале 1:4. Еще более разнятся фондооснащенность и трудообеспечекность хозяйств, усугубляющие негативное влияние менее качественных земель. В этих условиях цены по затратам в худших условиях производства оказались бы чрезмерно высокими для хозяйств с лучшими землями и большую часть денежной выручки пришлось бы изымать рентными налогами. Это искусственно увеличивало бы денежные обороты и подорвало хозрасчетные стимулы для лучших хозяйств. Очевидно, приемлемым было бы использование как налогового, так и ценового механизма перераспределения рентных доходов.

В условиях Беларуси целесообразно установить два-три дифференцированных уровня закупочных цен на основные товарные продукты сельского хозяйства, а дополнительные доходы хозяйств внутри ценовых групп изымать рентными налогами на землю.

Действующие в настоящее время в республике закупочные цены ориентированы преимущественно на средние условия производства, что приводит к необходимости установления дотационных надбавок к ценам для хозяйств с худшими условиями производства и зачастую порождает иждивенческие настроения у трудовых коллективов. Во всех случаях хронически убыточное сельскохозяйственное производство на худших по качеству землях целесообразно перепрофилировать либо реструктуризировать.

Ценообразование – процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контролю за применением установленного зако­нодательством порядка ценообразования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и другими субъектами це­нообразования.

Субъектами ценообразования в Республике Беларусь выступают:

· юридические лица и предприниматели;

· республиканские органы государственного управления;

· областные и Минский городской исполнительные и распоря­дительные органы.

Методология ценообразования представляет собой совокуп­ность принципов и методов обоснования уровня и соотношения цен на продукцию (работы, услуги).

Важнейшими принципами ценообразования являются:

· научная обоснованность цен - предполагает, что они должны
формироваться на основе объективных экономических законов, и
прежде всего закона стоимости и закона спроса и предложения;

· принцип целевой направленности цен - состоит в ориентации
цен на решение тех или иных экономических и социальных проблем;

· установление и поддержание обоснованных соотношений цен
на различные виды продукции, и в первую очередь на взаимозаме­няемые изделия.

Метод ценообразования это способ определения экономиче­ски обоснованных уровней и соотношений цен.

В хозяйственной деятельности наибольшее распространение по­лучили следующие методы ценообразования:

• метод затрат;

• метод сравнительной эффективности продукции в потреблении;

• метод балловых оценок;

• агрегатный метод.

Механизм ценообразования – это способ формирования новых цен и изменения действующих с учетом влияния ценообразующих факторов (спрос, предложения, фискальная политика, инфляция, конкуренты и др.).

Различают несколько подходов к формированию цен: затратный (производственный), рыночный, сравнительной эффективности в потреблении, балловых оценок, агрегатный и др.

Затратный механизм ценообразования строится с учетом того обстоятельства, что производитель и продавец товара должны не только возмещать издержки, но и получать определенную прибыль. Соответственно формула цены, согласно этому методу, будет иметь следующий вид:

где С – средние издержки производства и реализации единицы то­вара, р.; Пр - прибыль, получаемая производителями (продавцами) за единицу товара, р.; Нв - уплачиваемые из выручки налоги и от­числения (входящие в цену товара или услуг).

Прибыль определяется исходя из себестоимости и нормативного уровня рентабельности

где HP – нормативная рентабельность продукции (услуги), %.

В цену товара включаются также так называемые косвенные на­логи и платежи (рис. 10.1).

Рисунок 10.1 – Виды налоговых платежей, выплачиваемых из выручки и входящих в цену товара или услуг*

В Республике Беларусь многие производимые товары являются подакцизными. Акцизами облагается следующая продукция: спирт гидролизный технический, спиртосодержащие растворы (за исключением растворов с денатурированными добавками), алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино и иная алкогольная продукция, за исключением коньячного спирта и виноматериалов), пиво, табачная продукция, нефть сырая, автомобильные бензины, дизельное топливо, ювелирные изделия, автомобили легковые с объемом двигателя более 2500 см3, микроавтобусы и др.

Ставки акцизов могут быть адвалорными (в процентах от обо­рота по реализации) или специфическими (в евро или белорусских рублях на единицу реализованной продукции).

Если ставка акциза установлена в процентах, то акциз вклю­чается в цену товара и рассчитывается по формуле:

где А – величина акциза, р.; СА - ставка акциза, %.

Для расчета цены с акцизом в одно действие (ОЦА) используется формула:

Ставка отчислений в Республиканский фонд поддержки про­изводителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки (РЦФ) установлена в размере 2%. Сельскохозяй­ственные организации освобождены от уплаты данных отчислений при реализации своей продукции.

Для расчета величины отчислений в РЦФ используется формула:

где У – ставка отчисления в РЦФ.

Для расчета цены с РЦФ в одно действие (ОЦрцф) используется формула:

В Беларуси при исчислении налога на добавленную стоимость принят за основу так называемый зачетный метод исчисления. После формирования отпускной цены налог на добавленную стои­мость (НДС) исчисляется по формуле:

где НДС ставка – ставка налога на добавленную стоимость, %

Ставка налога на добавленную стоимость с 2004 г. установлена в размере 18%, а по некоторым продовольственным, сельскохозяй­ственным и детским товарам - 10%, имеется также ставка 0%.

Ставка в размере 10% применяется на детскую одежду и обувь, школьные тетради, детские коляски, игрушки и т.п. Эта же ставка используется на хлеб и хлебобулочные изделия, пельмени, конди­терские изделия, крупу, муку, макаронные изделия, продукты дет­ского и диетического питания, овощи, фрукты и продукты их пере­работки, кофе, минеральную воду, сахар, яйца, рыбу, рыбопродукты (за исключением деликатесных), скот и птицу в живом весе, мясо и мясопродукты (за исключением деликатесных), молоко и молоко-продукты (за исключением отдельных сортов сыров), растительное масло, соль, маргарин, комбикорма и т.д.

Ставка в размере 10% применяется» также при реализации сель­скохозяйственными организациями произведенной ими продукции растениеводства (кроме цветов и дикорастущих растений), животно­водства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства.

Во всех платежных и расчетных документах сумма НДС должна выделяться отдельной строкой.

Суть рыночного механизма ценообразования заключается в том, что цена устанавливается на основе спроса и предложения, на базе соглашения между двумя сторонами - продавцом и покупате­лем, интересы которых выявляются на свободном рынке.

Механизм сравнительной эффективности в потреблении за­ключается в определении экономического эффекта от применения повой продукции.

Механизм балловых оценок основан на оценке в баллах ка­чественных характеристик продукции (услуги):

где ОЦН - отпускная цена на новую продукцию; ОЦб- отпускная цена на базовую продукцию; ∑Бн, ∑Бб - сумма баллов, набранных соответственно новой и базовой продукцией.

Агрегатный механизм предусматривает, что цена на новую про­дукцию устанавливается путем суммирования цен на составляющие элементы.

Цены подразделяются на отдельные виды по нескольким при­знакам. В зависимости от сферы торговли или характера обслужи­ваемого оборота они делятся на оптовые, розничные, закупочные цены и тарифы.

Цены, устанавливаемые на разного рода производственные и не производственные услуги (транспортные, коммунальные, связи и т.д.) называются тарифами (расценками).

Договорные (контрактные) цены устанавливаются по согласова­нию сторон.

Свободные (рыночные) цены освобождены от непосредственного ценового вмешательства государственных органов.

Монопольные цены устанавливаются компаниями, полностью контролирующими рынок.

По времени действия цены подразделяются на постоянные (твердые), которые не меняются в течение всего срока действия контракта; текущие, отражающие изменение ситуации на рынке; се­зонные, действующие в пределах определенного периода времени.

В экономике широко используются сопоставимые (неизменные) цены. Это единые для всей страны цены какого-либо определенного года, условно принимаемые за базу при сопоставлениях в динамике.

Довольно часто тип цены определяется видом рынка, на котором она образуется. По этому признаку выделяют, например, биржевые, аукционные, комиссионные цены и т.д.

Несовпадение цен на одни и те же товары и услуги в разных странах приводит к необходимости использования так называемых мировых цен, или цен мирового рынка.

Регулируемые цены в определенной степени находятся под конт­ролем государства.

Целевые цены устанавливаются правительством для обеспечения па­ритетного обмена между промышленностью и сельским хозяйством.

Гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию при­меняются в случае, когда средние рыночные цены опускаются ниже их уровня, а также при реализации сельхозпродукции непосредствен­но государству или при осуществлении доплат предприятиям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: