Сущность, функции, система цен и тарифов АПК

Цена является, прежде всего, объективной экономической категорией товарного производства и рыночных отношений. Она выражает причинно-следственные связи в развитии экономических отношений по поводу учета и соизмерения общественно необходимых издержек производства товара.

Объективность данной категории, ее независимость от волеизъявления людей определяются характером товарно-денежных отношений и обмена товарами на рынке. В то же время, познав эту категорию, товаропроизводители и контрагенты на рынке используют цены как инструмент учета затрат живого и прошлого труда, регулирования товарного обращения на рынке. Традиционно цену определяют как денежное выражение стоимости товара, и такое определение не вызывает серьезных возражений, хотя отдельные экономисты рассматривают цену как сумму денег, образующуюся в результате взаимодействия спроса и предложения продукции на свободном рынке, которую необходимо уплатить за единицу товара. В то же время стоимостная основа цен не исключает их отклонений под влиянием рыночного спроса и предложения. Однако сумма цен всегда должна равняться сумме стоимостей товара, иначе не будет обеспечена эквивалентность обмена.

Цена это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. В такой формулировке выделяются два основ­ных момента. Во-первых, подчеркивается непосредственная связь цены товара с ценностью, полезностью, которой он обладает как объект потребления. Во-вторых, согласно такой трактовке цена то­вара проявляется только в условиях его обмена на деньги или дру­гой товар. Попросту говоря, цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности.

Функции цен многообразны и отражают большую роль, которую они играют в экономике. Первичной их функцией следует считать измерительную; благодаря цене появляется возможность опреде­лить (измерить) стоимость товара.

Другая важная функция цен – учетная. Поскольку ценность любого имущества получает денежное выражение, появляется воз­можность вести хозяйственный учет, используя единый измеритель, и рассчитывать такие показатели, как валовая и товарная продук­ция, валовой и чистый доход, себестоимость, прибыль и др.

Цена может выполнять также регулирующую функцию. В рыноч­ной экономике цены – это основной инструмент поддержания эко­номических пропорций. Повышение или понижение цены приводит к выравниванию величины спроса и предложения и тем самым спо­собствует увеличению или сокращению поставок товара на рынок.

Распределительная функция цены состоит в том, что государство че­рез ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения.

Стимулирующая функция цены проявляется в том, что при оп­ределенных условиях она может стимулировать увеличение вы­пуска продукции и повышение ее качества.

На внешнем и внутреннем рынках сложилось множество цен на продукцию и услуги отечественного АПК. Высшим их уровнем должны служить цены мирового рынка, которые призваны возмещать затраты на производство, заготовку и транспортировку продукции зарубежным покупателям (включая таможенно-тарифные налоги и сборы) с прибавлением минимально необходимой прибыли на всех этапах продвижения экспортируемых товаров. Такие цены формируются под влиянием спроса и предложения и регулируются монополистическими объединениями стран-экспортеров и импортеров.

На отечественном рынке высшим уровнем должны служить розничные цены, возмещающие производителям продукции издержки производства и прибыль, заготовителям и торговым предприятиям – торгово-заготовительные издержки и прибыль. Однако на практике розничные цены на отдельные социально значимые продукты первой необходимости могут устанавливаться государством на уровне ниже закупочных, и разница возмещается за счет средств республиканского и местных бюджетов, специальных централизованных фондов. Розничные цены устанавливаются на продукты, реализуемые в государственной розничной сети и комиссионной торговле потребкооперации.

Наиболее распространенными в АПК являются государственные закупочные цены, по которым заготовители и перерабатывающие предприятия закупают сельскохозяйственную продукцию у СПК, фермеров и населения в счет госзаказа и помимо него. Указанные цены утверждаются республиканскими и местными ценообразующими органами в директивном порядке. На уровне республики таким органом является Комитет цен при Министерстве экономики Беларуси, а на уровне областей — облисполкомы.

На общереспубликанском уровне утверждаются и корректируются по представлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси закупочные цены на зерно, молоко, скот и птицу в живой массе, фабричную сахарную свеклу и льнопродукцию, а на областном уровне — на продукцию локального производства и потребления: картофель, овощи, плоды и ягоды. Закупочные цены на отдельные социально значимые продукты массового потребления подвергаются централизованным ограничениям (ряд мясо-молочных продуктов и хлебокондитерских изделий). Государственные закупочные цены призваны возмещать издержки производства и минимально необходимую прибыль каждому нормально работающему субъекту хозяйствования.

Наряду с закупочными широко распространены свободные договорные цены на продукцию предприятий АПК, реализуемую ими сверх госзаказа. Их разновидностью являются межхозяйственные расчетные цены, устанавливаемые в межхозяйственных производственных объединениях на сырье и полуфабрикаты, реализуемые хозяйствами-участниками головным предприятиям в порядке кооперированных поставок. В основе таких цен лежит нормативная себестоимость полуфабрикатов (молодняка для доращивания и откорма) с прибавлением планируемой прибыли головного (межхозяйственного) предприятия в соответствии с трудо- и фондоемкостью продукции по кооперирующимся хозяйствам. Применяются также и договорные цены по случайным сделкам хозяйствующих субъектов, цены внутридеревенского оборота сельскохозяйственной продукции и тарифы на услуги работникам предприятий АПК.

По мере развития рыночных отношений предприятий АПК все большее распространение получают свободные цены крестьянского рынка, где хозяйствующие субъекты (коллективные и частные) реализуют излишки сырья и продовольствия с учетом спроса и предложения. Верхним уровнем таких цен являются розничные цены государственной и комиссионной торговли, иначе покупатель станет приобретать аналогичный товар у торговых предприятий.

Наконец, все большее распространение начинают получать внутрихозяйственные планово-учетные и расчетные цены в условиях арендных отношений и внутрихозяйственного расчета. За основу планово-учетных цен, по которым структурные подразделения приобретают у административных служб или управленческих кооперативов сырье и материалы (семена, корма, удобрения), принимаются себестоимость этих материалов собственного производства и цены приобретения покупного сырья и полуфабрикатов. Внутрихозяйственные расчетные цены устанавливаются главным образом на сельскохозяйственных предприятиях в отношении закупок продукции, выращенной структурными подразделениями. В основе таких цен лежит нормативная себестоимость единицы продукции в подразделениях с прибавлением единой общехозяйственной нормы чистого дохода в соответствии с нормативной трудоемкостью различных продуктов. Расчетные цены могут быть едиными для всех подразделений, если существенно не различаются объективные условия производства, технологическая трудоемкость и рентабельность, заложенная в государственных закупочных ценах. В противном случае внутрихозяйственные расчетные цены будут индивидуальными для каждого подразделения или по группам их со сходными природно-экономическими условиями.

Государственные оптовые цены регулируются на средства производства, реализуемые агропромышленным предприятиям: сельскохозяйственную технику, транспортные средства, сырье, топливо и материалы. Это разновидность закупочных цен, достаточно эффективно и своевременно индексируемых в связи с каждым существенным изменением объективных условий производства: цен на сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо и энергию.

Разновидностью оптовых (отпускных) цен на средства производства являются тарифы на услуги предприятий на сторону. Это тарифы на услуги автотранспорта, электроэнергии, жилищно-коммунальные услуги и т.п. Все они также подвергаются централизованному регулированию со стороны ценообразующих республиканских и местных органов власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: