Человека

Раздел 1. Профессиональное общение социального работника

Тема 1. Социальное общение: роль и функции

Цель: раскрыть сущность общения как формы жизнедеятельности человека; дать характеристику феномену профессионального общения социального работника

Вопросы

1.1. Общение как универсальная форма жизнедеятельности человека

1.2. Потребности в общении

1. 3. Общение как главный способ профессиональной деятельности социального работника.

1.4.Типы общения

1.5. Функции профессионального общения социального работника

Общение как универсальная форма жизнедеятельности

человека

Общение как универсальная форма жизнедеятельности человека и способ человеческого бытия возникло в глубокой древности вместе с появлением человека.

В течение долгого времени общение представляло собой преимущественно способ обеспечения предметной человеческой деятельности, направленной на изменение окружающей действительности. На более поздних этапах развития общества общение обретает многие другие функции, становится самостоятельным видом деятельности, начинает выступать в роли мощного побудителя политических и социальных процессов, их катализатора. Или напротив, является средством социальной защиты личности, методом снятия социальной напряженности.

Формы общения менялись на протяжении всех этапов развития человечества, сохраняя накопленное, и обогащаясь чем-то новым в связи с иными социальными обстоятельствами. Являясь уникальным социальным явлением, неотъемлемой органической частью всех видов человеческой деятельности, общение исследуется многими учеными. На разных ступенях исторического развития оно претерпевало качественные изменения, происходил процесс осознания значения общения, прослеживался диалектический закон его развития; разными были уровень, степень осмысления его содержания, значимости, функций, его многогранности.

Известна материалистическая концепция любви человека к человеку Л. Фейербаха, понимаемая им как высшая форма общения. Ценным в его философском подходе является утверждение, что "отдельный человек, как нечто обособленное, не заключает человеческой сущности в себе. Человеческая сущность налицо только в общении...". И, несмотря на то, что некоторые исследователи отмечают определенную "узость" понимания Фейербахом проблемы общения в качестве общности людей, надо отметить, что им четко выражена значимость общения человека с другими людьми как непременного условия, способа выразить свою сущ­ность, чтобы стать человеком.

Сущность и специфика разных форм общения отражены в трудах многих ученых, политиков, советских и зарубежных исследователей прошлых лет. Проблема общения являлась предметом анализа и осмысления на самых разных этапах человеческой цивилизации. Известны беседы-диалоги Сократа, Платона, учения о формах и способах рассуждений Древнего Востока, явившиеся основой логики, диалектики, получившие свое развитие в теологии, ставшие предметом дальнейшего изучения на этапах Средневековья, эпохи Возрождения и в последующие исторические периоды.

В русской истории различные формы общения также получили свое развитие. Большой вклад в развитие форм и методов устного общения внесли М.В. Ломоносов, Н.Г. Чернышевский, блестящий оратор В.О. Ключевский; самобытны такие формы общения, как "Вече", "хождение в народ".

После 1917 года активно разрабатывались теория и практика общения. Такие известные ученые, как Л.А. Леонтьев. Б Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин, М.С. Каган внесли большой вклад в исследование общения и рассмотрение его как междисциплинар­ной проблемы, являющейся предметом изучения психологии, со­циологии, педагогики, философии. Появились и переводные работы, посвященные проблеме общения, таких авторов, как Д. Карнеги, И. Атватер, Э. Берн, и других, в которых дается много практических рекомендаций по осуществлению общения в разных формах.

В чем же состоит сущность общения? Одни ученые считают, что оно заключается в целенаправленном обмене информацией (В. Соковнии), другие - что общение - это коммуникативный процесс (Ч. Осгуд), третьи - что общение представляет собой процесс, основанный на разумном понимании и намеренной передаче мыслей и переживаний (Л. Выготский). Интересной является характеристика общения, данная Б.Д.Парыгиным: "Общение сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивида, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга".

Однако и это определение не в полной мере исчерпывает глубинную сущность общения, которое как система кровеносных сосудов пронизывает жизнь всего общественного организма. Правомерным, на наш взгляд, будет определение общения как универсального способа жизнедеятельности человека. В связи с этим логично, что оно исследуется представителями разных наук: философами и филологами, психологами и педагогами, социологами и искусствоведами. И оно в одинаковой степени важно в любой из сфер человеческой деятельности. Но в социальной - где в центре находится человек - общение обретает особую значимость. В социальной работе общение выступает как главный способ деятельности, предопределяющий другие организационно-распорядительные меры и действия социального работника.

Социально-практический аспект общения как специфического субъектно-объектного отношения и взаимодействия, в котором объектом деятельности для каждого человека является другой человек, проявляется не только в формировании индивидуального, но и группового, коллективного субъекта деятельности.

В процессе общения происходит рациональное, эмоциональное и волевое взаимодействие индивидов, формируется общность чувств, настроений, мыслей, взглядов, достигается взаимопонимание и сплоченность.

Исследование общения как неотъемлемой органической части человеческой культуры, цивилизации необходимо в любом обществе, на любом историческом этапе. В нашем обществе оно обретает исключительную остроту, т.к. наблюдаются пренебрежение к истории, забвение непреходящих культурных ценностей, попытки подмены подлинной цивилизации ее псевдоценностями, псевдокультурой. В связи с этим рассмотрение глубоких философско-исторических корней и традицией общения в международном плане, в котором как в фокусе отражены многие грани жизни общества, их проблемы на разных исторических этапах, объективно может способствовать более разумному взгляду, как на историю нашего общественного развития, так и на современные процессы, и в определенной степени прогнозировать дальнейшее развитие явлений общественной жизни и более четко определить роль и место в этих процессах социального работника, человека, профессиональной обязанностью которого является общение с людьми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: