Социального работника. Важной характеристикой профессионального общения специалиста по социальной работе являет­ся его структура

Важной характеристикой профессионального общения специалиста по социальной работе являет­ся его структура. В настоящее время достаточно разработанным является социально-психологический блок и социально-педагогический блок. Продуктивность об­щения зависит, во-первых, от того, как социальный работник и клиент воспри­нимают друг друга, во-вторых, от того, какие при этом они ис­пытывают чувства, и, в-третьих, как они взаимодействуют. В психологической литературе названные компоненты имеют различные терминологические обозначения: коммуникатив­ный, интерактивный, перцептивный и аффек­тивный, перцептивный и праксический ин формационный, аффективный и регулятивный когнитивный, аффективный и поведенческий.

Особое значение в социальной работе имеют психолого-педагогические факторы конкретных различных форм общения. Анализ механизма общения позволяет проследить взаимозависимость целей и функций социального общения и личных качеств, навыков и умений социальных работников.

Социальный работник по роду своей деятельности должен быть опытным психологом и талантливым педагогом, причем оба эти качества находятся в неразрывном единстве, т.к. материал, с которым он работает, не станки и машины, а живые люди, а главным инструментом является общение.

Общение с другими людьми предполагает в психологическом плане готовность не только познать мир чувств другого человека, но и принять его, т.е. уметь сопереживать. Для развития механизма сопереживания необходима установка на то, чтобы не препятствовать в самом себе возникновению переживания. При наличии такой установки механизм сопереживания начинает работать, потому что внешнее выражение чувств, проявляющееся в мимике, интонации, жестах другого человека, начинает благодаря подражанию захватывать и социального работника.

Но благодаря аппарату подражания создаются только предпосылки для появления адекватной эмоции, нужно активное стремление понять другого человека, проникнуться к нему сим­патией, желанием приобщиться к его внутреннему миру, чтобы выработать наиболее эффективное "решение" его проблем.

Социальный работник должен быть и чутким педагогом, умеющим предвидеть воспитательные последствия предпринимаемых в отношении клиента (имеется в виду отдельный человек, группа людей) мер, гибко и тактично реагирующим на изменение в поведении и настроении человека, и тонким психологом, способным избрать наиболее эффективный метод работы с конкретным человеком.

В работе с клиентом необходимо ориентироваться на лучшее, что в нем есть, отмечать положительные сдвиги, побуждать самого преодолевать недостатки, необходим индивидуальный подход к каждой отдельной личности, с учетом особенностей характера, темперамента, способностей, жизненного опыта, социального положения.

Генерализирующим компонентом профессионального общения выступает профессиональная мораль, основанная на таких принципах, как гуманизм, уважение достоинства каждого человека, осознание его личностной уникальности и самоценно­сти, на оптимистическом подходе к его индивидуальным особенностям, соблюде­нии такта. Нравст­венная культура социального работника, его человечность и демократич­ность страхуют от императивного и манипулятивного подхода к управлению профессиональным общением.

Нравственно-этический компонент органически связан с эстетическим, поскольку высокая культура общения, гармония внешних и внутренних личностных проявлений специалиста, его артистичность и творческая самобытность стимулируют у клиентов переживание эмоционального удовлетворения, чувства прекрасного, предупреждая возникновение "эстетического барьера".

Наконец, характер коммуникативного взаимодействия де­терминирован используемыми технологиями (технологический блок). Обычно применяют в комплексе психологические, педагогические, социально-правовые средства. Успех общения обусловлен профессиональным вла­дением лингвистическими, паралингвистическими средствами, механизмами психологического воздействия (заражением, внушением, идентификацией и др.), многообразием профессиональных средств, приемов, методов и форм работы (игра, бесе­да, дискуссия, тренинг и др.).

Успешная реализация коммуникативного взаимодействия предполагает не только освоение арсенала психолого-педагогических средств, но и осознание индивидуальных экс­прессивных возможностей — речевых, мимических, жестикуля­ционных, пантомимических и целенаправленную систематиче­скую работу над их совершенствованием.

Вопросы для самоконтроля

1.В чем заключается смысл коммуникативного и предметного аспектов профессионального общения социального работника?

2.Чем отличается профессиональное общение от обыденного?

3. Каковы основные функции коммуникативного взаимодействия социального работника и клиента?

4. От чего зависит результативность коммуникативного взаимодействия социального работника и клиента?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: