Типы общения

Общение бывает прямым (непосредственные контакты и влияние людей друг на друга) и опосредованным (когда человек сталкивается не непосредственно с другим человеком, а с духовными и материальными продуктами деятельности других людей).

Прямое общение обладает большой силой эмоционального воздействия при межличностных контактах, является средством сплочения и консолидации малых, контактных групп, тогда как опосредованное общение, будучи предпосылкой овладения человеком всем тем, что создано человеческой культурой, является одним из основополагающих факторов формирования личности. Человек в ходе своей жизни благодаря косвенному общению получает знания о действительности, систематизированные в различных научных дисциплинах, узнает взгляды и мнения других людей, их отношение к жизни и социальным ценностям. Косвенное общение способствует организации больших социальных общностей, когда межличностные контакты невозможны.

Посредниками всех форм общения являются результаты духовной деятельности человека, идеи, ценности, чувства и материальные вещи - орудия и средства человеческого труда, объекты, воплощающие социальные ценности и человеческий опыт.

П.М. Якобсон, исследующий социально-психологические аспекты общения, условно делит его на три типа в соответствии с целями, которые толкают людей на связь с другими людьми:

Установление связей для выполнения совместной работы (условно деловое общение), осуществления общественных функций.

Стремление воздействовать на человека или группу с тем, чтобы склонить его к каким-то действиям или поступкам, изменить жизненную установку людей - воздейственная форма общения.

Третий тип общения - сама потребность в общении эмоциональное общение, стремление выразить и получить сочувствие, расположение, сопереживать.

Также можно классифицировать общение как вербальное (посредством слова), так и невербальное (посредством мимики, жестов, пантомимики); официальное (деловое) и неофициальное, формальное и неформальное, индивидуальное и групповое и др.

Хотя в жизни, когда происходит процесс общения, ни один из типов общения не встречается в чистом виде. Так, например, социальный работник, общаясь с конкретным человеком, будет стремиться установить связь для выполнения своих общественных функций (деловое общение), стремиться воздействовать на него (воздейственная форма) и будет испытывать эмоции, сопереживать проблемам этого человека (эмоциональное общение).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: