Компетентность

Дифференцируют два близких, но не совпадающих по со­держанию понятия: компетенция и компетентность, имеющие непосредственное отношение к профессиональной подготовке специалиста по социальной работе. Профессиональная компетенция (от лат. competentia — принадлежность по праву) — круг вопросов, решение которых входит в его обязанности. Профессиональная компетентность от­ражает уровень владения необходимыми знаниями и умениями.

Коммуникативная компетентность является сердцевиной про­фессионализма социального работника, потому что общение с клиентами составля­ет сущность его профессиональной деятельности. Она имеет сложную структуру, складываясь из определенной системы научных зна­ний и практических умений.

Главную роль в решении коммуникативных задач играет развитый социальный интеллект. Западный исследователь Г. Марлоу характеризует его как особый вид человеческого ин­теллекта, который не поддается измерению с помощью стан­дартизированных тестов. Он принципиально отличается от академического, обеспечивающего объективное отражение предметного мира.

Г. Марлоу, Д. Гилфорд и другие социальные психологи пришли к выводу о независимости функционирования этих видов интеллекта. Они подчеркивают, что традиционное вер­бальное образование, которое получает специалист, может тормозить развитие социального интеллекта.

Говоря о специфике мышления социального, зарубежные авто­ры отмечают значение природной предрасположенности.

Выделены следующие характерные особенности социального интеллекта:

· просоциальная направленность, готовность к сотрудни­честву, личностная заинтересованность в благе других;

· социальная самоэффективность как ожидание успеха при решении межличностных и социальных проблем;

· эмпатический интерес и личное сострадание, обеспечи­вающие декодирование невербальных признаков эмоциональ­ных переживаний;

· определенное ценностное отношение к себе и другим.

Обнаружена связь низкой оценки своей компетентности с социальной тревожностью, неуверенностью в себе, пережива­нием дискомфорта в присутствии других.

Социальный интеллект как особое свойство ума позволяет понимать клиента, проникать в мотивацию поведения и распо­знавать сущностные черты его личности.

Выделение коммуникативных умений в структуре профессионального мастерства социального работника является общепринятым, однако их традиционная трактовка, ог­раниченная социально-психологическими рамками, лишена необходимой многосторонности.

Положив в основу ведущие компоненты профессионального общения, мож­но выделить следующие блоки профессиональных коммуника­тивных умений социального работника: социально-психологический, нравственно-этический, эстетический, технологический.

К социально-психологическому блоку относятся умения, располагать клиента к общению, производить благоприятное впечатление (самопрезентационное умение), рефлексировать, адекватно воспринимать и понимать своеобразие личности каждого клиента или группы, ее статусную структуру, прогнози­ровать развитие межсубъектных отношений, использовать пси­хологические средства — вербальные, невербальные, проксемические, механизмы коммуникативного воздействия — зара­жения, внушения, убеждения идентификации и т.д.

В структуру нравственно-этического блока входят умения: строить общение на гуманной, демократической основе, руко­водствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, утверждать личностное достоинство каждого клиента, организовывать творческое сотрудничество с группой, инициировать благоприятный нрав­ственный климат общения.

В эстетический блок входят умения: гармонизировать внут­ренние и внешние личностные проявления, быть артистичным, эстетически выразительным, приобщать клиентов к высокой культуре общения, активизировать их эмоциональный тонус и оптимистическое мироощущение, переживание радости обще­ния, чувства прекрасного.

В структуру технологического блока входят умения: исполь­зовать профессиональные средства, методы, приемы, многообразие форм взаимодействия, выбирать оптимальный стиль руководства общением, соблюдать такт, органически сочетать коммуникативное и предметное взаимо­действие, обеспечивать его социальную эффективность.

Общение - важнейший инструмент социальной работы. Отечественный и зарубежный опыт позволяет очертить тот круг коммуникативных умений, навыков, которыми должны овладеть в процессе общения социальные работники. В обобщенном плане он предполагает умение:

· выслушать других с пониманием и целенаправленно;

· выявить информацию и собрать факты, необходимо для анализа и оценки ситуации;

· создавать и развивать отношения;

· наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, применять знания по теории личности и диагностические методы;

· добиться доверия подопечных;

· обсуждать острые проблемы в позитивном эмоциональном настрое;

· вести исследования или интерпретировать выводы;

· посредничать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами;

· активизировать усилия подопечных по решению собственных проблем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: