Вопрос 1. Основные характеристики внешней среды, которые необхо­димо учитывать при принятии организационных решений

Основные характеристики внешней среды, которые необхо­димо учитывать при принятии организационных решений, пред­ставлены на рис. 1.

Сложность внешней среды как системы характеризуется на­личием многих элементов, каждый из которых является подсис­темой, а также взаимосвязями между этими элементами.

Рис. 1. Основные характеристики внешней среды

Сложность внешней среды проявляется в ряде моментов.

Простыми являются среды, которые имеют сравнительно немного элементов, а существующие элементы очень похожи друг на друга и легко понимаемы. Сложная комплексная среда подразумевает наличие большого количества факторов, каждый из которых может существенно отличаться от других, взаимо­связь между ними очень сложно выявить и проанализировать.

В конкретной ситуации на функционирование организации оказывает влияние большое число условий и факторов. Они имеют различную природу.

К техническим факторам относятся имеющиеся технологии, материалы.

Социальные условия и факторы включают социальные нормы, ценности, предпочтения и т.д.

Организационные факторы – это используемые организа­ционные структуры, типы хозяйственных связей.

Можно выделить также экономические, правовые, полити­ческие, культурно-исторические факторы и условия.

На деятельность организации оказывает влияние и между­народное окружение, особенно если организация осуществляет международные операции. Например, необходимо учитывать таможенные, налоговые законодательства страны-экспортера или импортера, требования по качеству, правила сертификации и т.д.

Сложность внешней среды проявляется не только в боль­шом числе и многообразии ее элементов, но и в их взаимосвязях. Здесь можно выделить два уровня взаимосвязей.

Во-первых, это взаимосвязи элементов одного фактора. Примером могут быть взаимосвязи между конкретными постав­щиками, между конкурентами, между элементами законодательной базы, между государственными органами, регулирую­щими деятельность организации.

Во-вторых, это взаимосвязи между различными факторами внешней среды. Например, политическая нестабильность затрудняет приток инвестиций, а следовательно, замедляется тех­нологическое обновление, затрудняются поставки ресурсов и т.д. Сложность внешней среды по-разному влияет на различные внутренние переменные организации, что особенно наглядно проявляется при сложной структуре организации.

Второй важной характеристикой является динамизм внеш­ней среды. Соответственно, различают статичные и динамические среды. Ясно, что такое разграничение довольно условно. Статичная внешняя среда остается стабильной и неменяющейся на протяжении какого-то периода времени. Динамичная внеш­няя среда является предметом определенных изменений, кото­рые иногда очень трудно предвидеть.

Динамизм внешней среды проявляется в ряде моментов. В соответствии с процессным подходом к менеджменту влияние внешней среды на организацию является процессом. Его содер­жанием становятся изменения в самой внешней среде, которые характеризуются скоростью преобразований. Они затрагивают законодательную базу хозяйственной деятельности, рынки ре­сурсов и состояние конкурентной среды.

Неравномерность изменений во внешней среде проявляется в различных темпах изменений этой среды в конкретных отрас­лях и в отдельных элементах внешней среды. Например, у орга­низаций, действующих в наукоемких отраслях (производство компьютерных систем, биотехнология, разработка телекомму­никаций и т.д.), внешняя среда изменяется быстрее, чем в ме­бельной промышленности. Довольно быстро в переходной эко­номике изменяется законодательная база, структура государст­венных органов, регулирующих деятельность организаций.

Третья характеристика – неопределенность внешней среды. Для учета сложности и динамичности внешней среды при разра­ботке управленческих решений необходима информация. Одна­ко достоверность такой информации на момент принятия реше­ния всегда ограничена. Ограничены и возможности организации в получении и уточнении информации для конкретной ситуации. Под воздействием усложнения внешней среды, ее динамизма потребность в информации возрастает, а возможность ее полу­чения для конкретной быстро меняющейся ситуации сокращает­ся. Это приводит к усилению неопределенности внешней среды.

Внешняя среда подразделяется на среду прямого и косвен­ного воздействия.

Среда прямого воздействия – это поставщики ресурсов; по­требители продукции и услуг; конкуренты; государственные ор­ганы и нормативные акты, непосредственно воздействующие на деятельность организации. Основные элементы среды прямого воздействия представлены на рис 2.

Внешняя среда прямого воздействия – это специфическая внешняя среда конкретной организации. Она включает те эле­менты внешней среды, с которыми организация взаимодейству­ет постоянно или на более или менее регулярной основе.

Любая организация функционирует в определенной специ­фической внешней среде и, как следствие, сталкивается с рядом воздействий. Анализ среды прямого воздействия включает рас­смотрение отдельных ее элементов и их взаимодействия.

Рис. 2. Основные элементы среды прямого воздействия

Для современной организации возрастает значение обеспе­чения менеджмента качественной информацией. Это может быть информация о рынках сбыта, планах конкурентов, приори­тетах государственной политики, новых разработках продукции.

Особое место занимает обеспечение организации трудовыми ресурсами, соответствующими ей по количеству, структуре, уровню общей и профессиональной подготовки, возрасту. Наи­более значимым здесь является привлечение высококвалифици­рованных менеджеров высшего звена управления, а также обу­чение способных руководителей внутри организации.

Потребители приобретают произведенные товары или услу­ги. В зависимости от объема спроса различают мелких и круп­ных потребителей. Учет запросов последних - необходимое ус­ловие успешной деятельности организации. В зависимости от отношения к потребителям можно говорить о различных страте­гиях организации: продавать уже производимую продукцию; производить продукцию, в которой нуждается потребитель; формировать своего потребителя, убеждая его в необходимости приобретения продукции, которая будет производиться.

Государство – его органы и нормативные акты – также не­посредственно воздействует на организацию, а следовательно, относится к среде прямого воздействия. Это налоговая и сани­тарная инспекции, органы статистического учета и т.д.

В результате взаимодействия организации с поставщиками и потребителями формируется система хозяйственных связей – одна из важнейших характеристик среды прямого воздействия.

Другая характеристика – это состояние рыночной среды. Здесь прежде всего определяется характер среды – монополия (чистая, естественная), олигополия или монополистическая кон­куренция.

Конкуренты могут вести борьбу за различные объекты (рис. 3).


Рис. 3. Объекты конкуренции

Объектами конкуренции могут быть и ресурсы: трудовые, материальные и финансовые, научно-технические разработки и т.д.

Государственное воздействие осуществляется через законо­дательство и деятельность государственных органов. Законода­тельно регулируются трудовые отношения между работниками и работодателями, налоговые, таможенные отношения, охрана труда, условия производства определенных видов продукции, защита прав потребителей, экологическая нагрузка на окру­жающую среду и т.д.

Государственные органы по характеру выполняемых ими функций могут быть условно разделены на контролирующие и регулирующие. При этом используются различные способы и методы воздействия на организации - выдача лицензий, уста­новление ставок налогов и квот, регулирование уровня цен и та­рифов, определение мест строительства объектов и т.д.

Среда косвенного воздействия. Многие из основных эле­ментов внешней среды являются общими для большинства ор­ганизаций в определенный период времени. Экономический спад, например, может оказать разрушительное воздействие не только на деятельность отдельной отрасли, но и на функционирование целых экономических систем. Эти общие факторы фор­мируют основную внешнюю среду организации, в пределах ко­торой функционируют организации, а значит, и менеджеры, или среду косвенного воздействия (рис.4).

Рис. 4. Основные факторы среды косвенного воздействия

Факторы среды косвенного воздействия имеют более слож­ную структуру, многоплановый характер. Они в меньшей мере, чем факторы среды прямого воздействия, испытывают влияние организации. Информация о среде косвенного воздействия часто неполная. В условиях усиления воздействия этой среды на кон­курентоспособность организации здесь приходится полагаться на субъективные оценки, а не на аналитические данные.

Технологии как фактор среды косвенного воздействия ха­рактеризуют общий уровень производительных сил. Это наибо­лее динамичный фактор данной среды. Уровень и темп измене­ния технологий в различных отраслях существенно различаются. Однако наиболее наукоемкие отрасли и производства - компью­терные технологии, системы телекоммуникаций, производство синтетических материалов - оказывают значительное и все воз­растающее воздействие на другие организации, эффективность их деятельности. На смену трудоемкой и фондоемкой стадиям развития производства пришли наукоемкие технологии, позволяющие экономить традиционные ресурсы.

Темпы инфляции, безработицы, ставки налогов и банковских кредитов, формы и масштабы государственной поддержки бизнеса и т.д. непосредственно воздействуют на взаимосвязи организации с поставщиками и потребителями, на поведение конкурентов. Например, установление налоговых льгот способ­ствует притоку капитала, а следовательно, облегчает удовлетво­рение потребности в финансовых ресурсах. Прогноз повышения уровня инфляции побуждает увеличивать материальные запасы, получение кредитов. Возрастание спроса на материальные и фи­нансовые ресурсы также затрудняет их приобретение.

Рис. 5. Основные характеристики состояния экономики

Состояние экономики как фактор среды косвенного воздей­ствия включает ряд характеристик (рис. 5).

Общие характеристики экономической системы – числен­ность населения, наличие и использование ресурсов, тип госу­дарственного устройства, денежная система, валютное положе­ние, отраслевая структура экономики, параметры внутреннего рынка, объем, структура и география экспорта и импорта и т.д.

Социокультурные факторы проявляются в социальных ценностях и установках, приоритетах, национальных традициях, влияющих на деятельность организации. В каждой стране существуют представления об этичных методах ведения бизнеса, не­обходимых стандартах качества обслуживания, допустимых уровнях воздействия на окружающую среду. Типичные примеры таких факторов, которые должны быть учтены организацией: существующая в Японии традиция пожизненного найма; движе­ние «зеленых» и спрос на изделия из натурального меха; пред­ставления о том, что женщины не склонны рисковать, и их не­охотное выдвижение на должности высших руководителей.

Политические факторы определяют общую политическую ситуацию в стране, уровень ее стабильности, предсказуемости. Высокий уровень политического риска приводит к замедлению научно-технического обновления производства, устареванию структуры, снижению конкурентоспособности национальных предприятий.

Факторы среды косвенного воздействия существенно отли­чаются в различных странах. Это необходимо учитывать органи­зациям, участвующим в международном бизнесе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: