Принципы государственной региональной политики

Элементы региональной политики.

Формы региональной политики.

Региональное программирование. Этапы регионального программирования.

Региональная программа.

Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011–2015 гг.

Урбанизация и рурализация.

Региональное прогнозирование. Основные принципы прогнозирования.

Значение прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Социальная политика региона. Индикативное управление социально-экономическим развитием региона

Cоциальная политика в Республике Татарстан.

Цели и задачи социальной политики в Республике Татарстан.

Сферы реализации социальной политики в Республике Татарстан.

Структура социальной политики в Республике Татарстан.

Индикатор.

Направления использования индикаторов.

54. Индикативное планирование. Индикативное управление.

Уровни индикативного управления

Объекты индикативного управления экономикой. Субъекты индикативного управления экономикой.

Индикаторы оценки уровня жизни, социально-экономического положения.

Мониторинг уровня жизни населения.

Индикаторы Министерства здравоохранения Республики Татарстан.

Индикаторы Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.

Государственный заказчик.

Государственный заказ на поставку товаров (работ, услуг) для государственных нужд.

Государственный заказ на управление.

Инвестиционный проект.

Структура инвестиционного проекта.

Республиканская инвестиционная программа.

Республиканская целевая программа.

Ведомственная целевая программа.


Общая экономическая характеристика региона и региональной экономики: понятия, классификация, роль, субъекты и объекты; цель и принципы функционирования; функции. Региональные особенности

1.

РЕГИОН
· часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации либо объединять территории нескольких субъектов Российской Федерации (Постановление Правительства РФ «Основные положения региональной политики в Российской Федерации» от 3 июня 1996 г. № 803)
· определенная территория, обладающая целостностью и взаимосвязью ее составных элементов. Регионами Российской Федерации, как правило, называют территории в административных границах субъектов Российской Федерации
· крупная территория страны с более или менее однородными природными условиями и характерной направленностью развития производственных сил на основе сочетания в комплексе природных ресурсов, сложившейся материально-технической базы и производственной и социальной инфраструктур
· территории, где существует система связи между хозяйственными субъектами
· подсистема всего социально-экономического комплекса страны
· сложный территориально-экономический комплекс со своей структурой связи с внешней и внутренней средой
В составе Российской Федерации 83 равноправных субъекта федерации, в том числе 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа. Субъекты Российской Федерации группируются в:
  • Федеральные округа. В настоящее время существуют 8 федеральных округов: Центральный, Южный, Северо-западный, Дальневосточный, Сибирский, Уральский, Приволжский, Северо-Кавказский.
  • Экономические районы. Территория Российской Федерации поделена на 11 экономических районов: Центральный, Центрально-Черноземный, Восточно-Сибирский, Дальневосточный, Северный, Северо-Кавказский, Северо-Западный, Поволжский, Уральский, Волго-Вятский, Западно-Сибирский

2.

Подходы к рассмотрению региона (Парадигмы региона)
Регион-квазигосударство – представляет собой относительно обособленную подсистему государства и национальной экономики. Во многих странах регионы аккумулируют все больше функций и финансовых ресурсов, ранее принадлежавших «центру» (процессы децентрализации и федерализации). Одна из главных функций региональной власти – регулирование экономики региона. Взаимодействие общегосударственных (федеральных) и региональных властей, а также разные формы межрегиональных экономических отношений (например, в рамках межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия) обеспечивают функционирование региональных экономик в системе национальной экономики
Регион-квазикорпорация –представляет собой крупный субъект собственности (региональной и муниципальной) и экономической деятельности. В этом качестве регионы становятся участниками конкурентной борьбы на рынках товаров, услуг, капитала (примерами могут служить защита «торговой марки» местных продуктов, соревнования за более высокий региональный инвестиционный рейтинг и т.п.). Регион как экономический субъект взаимодействует с национальными и транснациональными корпорациями. Размещение штаб-квартир и филиалов корпораций, их механизмы ценообразования, распределения рабочих мест и заказов, трансфертов доходов, уплаты налогов и т.д. оказывают сильное влияние на экономическое положение регионов. В неменьшей степени, чем современные корпорации, регионы обладают значительным ресурсным потенциалом для саморазвития. Расширение экономической самостоятельности регионов (путем передачи экономических прав от «центра») является одним из главных направлений рыночных реформ
Регион-рынок Подход к региону как рынку, имеющему определенные границы (ареал), акцентирует внимание на общих условиях экономической деятельности (предпринимательский климат) и особенностях региональных рынков различных товаров и услуг, труда, кредитно-финансовых ресурсов, ценных бумаг, информации, знаний и т.д.
Регион-социум Подход к региону как социуму (общности людей, живущих на определенной территории) выдвигает на первый план воспроизводство социальной жизни (населения и трудовых ресурсов, образования, здравоохранения, культуры, окружающей среды и т.д.) и развитие системы расселения

3.

Основные признаки региона
Единство и целостность Рациональное использование природно-ресурсного потенциала региона, пропорциональное сочетание различных отраслей, формирование устойчивых внутрирегиональных и межрегиональных производственных и технологических связей, наличие особого сообщества людей с определенными традициями и образом жизни
Комплексность хозяйства Сбалансированность, пропорциональное согласованное развитие производительных сил региона
Место в территориальном разделении труда Производство в регионе определенных видов товаров и услуг и последующий обмен ими
Управляемость Наличие административных органов управления

4.

Классификация регионов
– группировка регионов в соответствии с одним или несколькими наиболее существенными критериями, признаками, отношениями и уровнями организации как количественного, так и качественного характера

5.

Критерии классификации регионов
· уровень и темпы экономического развития
· тип территориальной структуры хозяйства
· коэффициент плотности населения
· темпы прироста населения
· уровень жизни населения
· качественные характеристики географического положения
· инвестиционный потенциал
· уровень обеспеченности инфраструктурой
· степень развития малого предпринимательства
· характер производственной специализации и др.
Например, классификация регионов РФ по степени включенности территорий в общемировые процессы развития – глобализацию, урбанизацию и неоиндустриализацию. Были выделены следующие типы: регионы-локомотивы роста (мировые города и центры федерального значения – г. Москва, г. Санкт-Петербург, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Московская область, Ленинградская область, Краснодарский край и др.); опорные регионы (сырьевые и старопромышленные – Кемеровская область, Тюменская область, Нижегородская область, Республика Саха (Якутия) и др.); депрессивные регионы (фоновые и кризисные – Астраханская область, Кировская область, Владимирская область, Воронежская область, Республика Марий Эл, Республика Мордовия и др.)

6.

Основные цели разработки классификаций регионов
· определение проблемных регионов и мониторинг их развития
· выделение регионов со схожими факторами роста
· анализ текущего уровня и перспектив экономического развития регионов
· определение инвестиционной привлекательности регионов
· оценка инфраструктурной освоенности регионов
· сравнение социального благополучия регионов

7.

Единое экономическое пространство страны
Охватывает всю территорию страны, а также ее экономическую морскую акваторию (территориальные воды, исключительную экономическую зону с национальными правами на судоходство, рыболовство, добычу полезных ископаемых с морского дна) и воздушное пространство (с национальными правами на деятельность воздушного транспорта, экологическую защиту и экологические квоты воздушного бассейна). Необходимыми признаками (и условиями) единого экономического пространства являются общее экономическое (федеральное) законодательство, единство денежно-кредитной системы, единство таможенной территории и функционирование общих инфраструктурных систем (энергетики, транспорта, связи и т.д.). В Конституции Российской Федерации зафиксированы главные требования, обеспечивающие единство экономического пространства страны, в том числе: • гарантируемое единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, защита конкуренции, свобода экономической деятельности, не запрещенной законом (Ст. 8); • недопущение установления внутренних таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного движения товаров, услуг и финансовых средств (Ст. 74); • запрещение введения и эмиссии других денег в России, кроме рубля (Ст. 75)

8.

Федеративные отношения (Проблемы общей теории права и государства / Под общ. ред. акад. РАН В.С. Нерсесянца. М., 2004. С. 620)
– форма децентрализации государственной власти федеративного государства (федерации), предполагающая разграничение компетенции между органами государственной власти России и органами власти субъектов федерации. Субъекты федерации (штаты, земли, республики, области, провинции) – это составные части федеративного государства, в которых создаются органы законодательной и исполнительной власти (реже суды), действующие в соответствии с федеральными законами с учетом разграничения компетенции между федерацией и ее субъектами

9.

Развитие федеративных отношений (Постановление Правительства РФ «Основные положения региональной политики в Российской Федерации» от 3 июня 1996 г. № 803)
Преобразование российской государственности предполагает последовательную реформу федеративного устройства страны, реализацию в полном объеме его конституционных основ. Эти задачи включают в себя: · защиту и обеспечение интересов Российской Федерации в целом, сохранение единства и территориальной целостности Российского государства; · децентрализацию власти, расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и повышение степени их ответственности перед населением; · выравнивание реальных прав и компетенции субъектов Российской Федерации; · осуществление мер экономического, административного и правового характера, обеспечивающих самостоятельность регионов, сочетание государственной поддержки отдельных регионов с государственным стимулированием экономической активности на всей территории России; · реальное обеспечение действия прав и свобод человека и гражданина на всей территории государства; · четкое определение круга полномочий федеральных органов государственной власти, которые обеспечивают защиту интересов Российской Федерации в целом и в то же время не ограничивают самостоятельности субъектов Российской Федерации в решении вопросов, отнесенных к их ведению

10.

Местное самоуправление
· форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, –законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ. Ст. 1)
· право граждан, местного сообщества на самостоятельное заведование местными делами
· форма, способ организации и осуществления населением власти на местах, которая обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни с учетом исторических и иных местных традиций
· основополагающий принцип осуществления власти в обществе и государстве, который определяет систему управления демократического государства

11.

Роль местного самоуправления в развитии федеративных отношений (Постановление Правительства РФ «Основные положения региональной политики в Российской Федерации» от 3 июня 1996 г. № 803)
Основной задачей органов местного самоуправления является обеспечение комплексного решения вопросов обслуживания населения и достижение тем самым политической и социальной стабильности в регионе посредством взаимосогласованных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Определение компетенции местного самоуправления должно исходить из принципа дополнительности, предусматривающего возложение субъектом Российской Федерации и Российской Федерацией на органы местного самоуправления такого количества полномочий, которое они в состоянии выполнить. При этом только действительно самостоятельные, независимые в организационном, финансовом, правовом отношении органы местного самоуправления способны успешно осуществлять региональную политику, учитывающую потребности населения

12.

Региональная экономика
· одна из отраслей региональной науки, связанная с экономическими аспектами пространственного развития
· экономика территориального развития, уделяющая особое внимание тем аспектам экономической жизни, которые связаны с пространством
· отрасль экономической науки, изучающая территориальную организацию производства. Описывает экономические явления и процессы, связанные с рыночным развитием хозяйства отдельных регионов и их включением в единое экономическое пространство

13.

Объект региональной экономики Субъекты региональной экономики
Территориальные аспекты социально-экономической системы страны, функционирование территориальных подсистем национальной экономики. В качестве подобных подсистем выступает, как правило, экономика конкретных единиц административно-территориального деления страны Предприятия и организации всех форм собственности, домохозяйства участвующие в региональном воспроизводственном процессе, а также население как территориально-поселенческие сообщества

14.

Предмет региональной экономики
– экономические аспекты пространственной дифференциации социально-экономического развития и взаимоотношения территорий в условиях неравномерности распределения и ограниченной мобильности ресурсов. К основным составляющим предмета исследований можно отнести: · анализ закономерностей развития всех элементов производительных сил и социальной инфраструктуры в территориальном разрезе; · прогнозирование рационального размещения производительных сил с учетом общей стратегии социально-экономического развития; · изучение внутрирегиональных и межрегиональных экономических связей; · разработка проблем управления социально-экономическим развитием территорий и т.д.

15.

Основные принципы региональной экономики
· тщательный учет потребностей населения региона, состояния и динамики формируемых рынков, интересов государства и отдельных предприятий
· создание условий для максимального приспособления структуры экономики региона к внутренним и внешним факторам
· активная реализация региональных интересов

16.

Функции региональной экономики
· исследование закономерностей, принципов всех элементов производительных сил и социальной инфраструктуры в территориальном аспекте
· анализ и прогнозирование, а также обоснование направлений размещения производительных сил с учетом общей стратегии социально-экономического развития и экологических требований
· изучение экономики республик и регионов и межрегиональных экономических связей
· исследование территориальной организации хозяйства
· изучение развития и размещения производительных сил РФ в целом
· изучение природно-ресурсного потенциала страны и ее регионов, населения, трудовых ресурсов и современных демографических проблем

17.

Валовой региональный продукт (ВРП) (Методические рекомендации к разработке показателей прогноза социально-экономического развития субъектов РФ/ Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. – М.: 2009)
Ключевой показатель СНС на уровне региона. По своему экономическому содержанию показатель валовой региональный продукт (ВРП) является близким региональным аналогом показателя валового внутреннего продукта (ВВП). ВРП определяется как сумма вновь созданных стоимостей товаров и услуг, произведенных в отдельном регионе. В настоящее время ВРП оценивается только производственным методом как разность между выпуском товаров и услуг в целом по региону, с одной стороны, и промежуточным потреблением – с другой, или как сумма добавленных стоимостей, создаваемых по видам экономической деятельности

18.

Перечень


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: