Методические приемы, используемые в экономическом анализе

Метод экономического анализа отражает общий подход к изучению предмета, т. е. наличие определенной методики исследования, приемов аналитической работы.

В ходе экономического анализа широко могут быть использованы: сравнения, группировки, детализация, элиминирование, балансовые увязки, динамические ряды, графики, экономико-математические и индексные методы.

1. Метод сравнения:

Сравнение – наиболее ранний и распространенный метод анализа. Сравнение как рабочий прием познания того или иного явления считается одним из важнейших методов в анализе. Основными видами сравнений могут быть:

- отчетных показателей с базисными;

- фактических затрат с нормативными;

- отчетных данных с данными за предшествующий период;

- отчетных данных со средними показателями;

- достигнутых экономических результатов с российскими и зарубежными аналогами и т. д.

2. Метод группировки:

Группировка позволяет изучить те или иные экономические явления в их взаимосвязи и выявить влияние наиболее существенных. Группировка производится по определенным признакам и предполагает классификацию явлений и процессов. Необходимо отметить, что нельзя группировать явления по случайным признакам, то же самое относится и к факторам, влияющим на результативные показатели.

Группировка как способ анализа может широко употребляться в концернах, акционерных обществах и других ассоциациях. Групповые таблицы можно строить как по одному признаку (простые группировки), так и по нескольким (комбинационные группировки).

3. Детализация. Метод детализации используется в экономическом анализе для логического разложения исследуемого объекта на отдельные составные элементы.

4. Индексный метод основывается на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к уровню его в прошлое время или к уровню аналогичного явления, принятому в качестве исходной базы. Индексы, выражающие соотношение простых величин, называются индивидуальными, а характеризующие соотношение сложных явлений − групповыми (тотальными).

Индексный метод позволяет выявить влияние на изучаемый совокупный показатель различных факторов. В статистике различают несколько форм индексов, которые используются в экономическом анализе:

- агрегатный;

- среднеарифметический;

- гармонический и т. д.

5. Метод цепных подстановок используется для исчисления влияния отдельных факторов на соответствующий совокупных показатель. Данный способ анализа используется лишь тогда, когда зависимость между изучаемыми явлениями имеет строго функциональный характер, т. е. когда она представляется в виде прямой или обратно пропорциональной зависимости.

Метод цепных подстановок состоит в последовательной замене базисной (предыдущей) величины одного из алгебраических слагаемых фактической величиной, при этом все остальные показатели остаются неизменными. Число подстановок равно числу показателей плюс единица.

Например:

Базисная численность рабочих составила 1000 человек. Численность рабочих в отчетном периоде превысила базисную на 10 человек. Базисная среднегодовая выработка на одного рабочего предусматривалась в размере 3680 руб. Десять сверхплановых рабочих должны дать дополнительный объем производства в сумме 36,8 тыс. руб. (10 * 3680 руб.).

Полученную сумму можно определить, используя метод цепных подстановок, по формуле:

V = R * B,

где

V − объем производства,

R − численность рабочих,

В − выработка на одного рабочего.

Подставляем исходные данные в формулу:

1010 * 3680 = 3716,8

3716,8 − 3680 = +36,8

6. Балансовый метод используется в бухгалтерском учете, статистике, планировании и анализе хозяйственной деятельности, в т. ч. в финансовом анализе (где имеет место строго функциональная зависимость).

7. Экономико-математические методы. К ним можно отнести: дифференцирование; интегрирование; экономические методы; математическое программирование; эвристические методы и т. д.

Наряду с традиционными методами экономического анализа, практика финансового анализа использует: горизонтальный анализ; вертикальный анализ; трендовый анализ и метод финансовых коэффициентов.

8. Горизонтальный анализ позволяет определить отклонение исследуемого показателя от предыдущего периода в абсолютном выражении и в процентах.

9. Вертикальный анализ − определение доли конкретного показателя в общей сумме с выявлением его влияния на результат в целом.

10. Трендовый анализ позволяет определить основную тенденцию изменения исследуемого показателя для составления грамотного прогноза.

11. Коэффициентный анализ использует показатели, характеризующие структуру баланса, ликвидность предприятия, его прибыльность и деловую активность. Метод финансовых коэффициентов нашел широкое применение в методиках экспресс-анализа и аудиторской практике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: