Потребительские предпочтения

Ординалисты в принципе отказались от поиска универсальной единицы измерения предельной полезности и предложили иной подход (схема 5.3).

   
 


Ординалисты вместо абсолютных измерений предельной полезности перешли к относительному анализу. Они стали определять предпочтения одних наборов (комбинаций) товаров потребителем другими наборами. Инструментом такого анализа явились так называемые кривые безразличия. Этот инструментарий широко используется неоклассической школой при исследовании многих микроэкономических процессов, связанных с проблемой выбора: выбор оптимального набора потребительских благ, выбор оптимального сочетания факторов производства, выбор оптимальной комбинации между досугом и рабочим временем и т.п.

Кривая безразличия — геометрическое место точек, каждая из которых представляет одинаковые по полезности потребительские наборы двух благ (рис. 5.2)[2].

Рис. 5.2. Кривая безразличия в трехмерном и двухмерном пространстве.

Набор кривых безразличия для отдельного потребителя и двух различных товаров называется картой безразличия.

Кривые безразличия имеют выпуклую к началу координат форму. Это объясняется следующим образом. Движение вдоль кривой безразличия сверху вниз означает, что потребитель отказывается от некоторого количества товара Y для получения дополнительного количества товара Х. Потребитель имеет дело с товарами, которые не являются полностью взаимозаменяемыми (см. рис. 5.3).

   
 


Количество одного товара, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого товара, называется предельной нормой замещения. Она может быть представлена как отношение: MRS = D Y / DX. На рис. 5.4. показано, что по мере увеличения потребления товара Х (движение от точки К к точке N) количества товара Y, от которого потребитель готов отказаться, сокращается, т.е. предельная норма замещения двух товаров убывает.

   
 


Кривые безразличия могут иметь самую различную форму, в зависимости от предпочтений потребителя (рис. 5.3).

Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения. Однако не учитываются два важных обстоятельства: цены товаров и доход потребителя. Кривые безразличия лишь показывают возможность замены одного блага другим. Информацию о том, какой набор потребитель считает для себя наиболее выгодным, дает линия бюджетного ограничения (линия цен, прямая расходов).

Уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим образом: I = P1X + P2Y, где Р — цена блага, Х и Y — количества благ(рис. 5.5).

   
 


Изменение цены или дохода потребителя влияет на положение линии бюджетного ограничения (ЛБО) (рис. 5.6).

Рис. 5.6. Изменение линии бюджетного ограничения

Представим основные положения ординалистского подхода (схема 5.4).

   
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: