Равновесие потребителя. Используя аналитический аппарат ординалистской ветви теории потребительского выбора, определим равновесие потребителя (схема 5.5)

Используя аналитический аппарат ординалистской ветви теории потребительского выбора, определим равновесие потребителя (схема 5.5).

   
 


Наложим теперь линию бюджетного ограничения на карту линий безразличия (рис. 5.7).

Рис.5.7. Положение равновесия потребителя

Точка касания кривой безразличия U2с линией бюджетного ограничения соответствует равновесию потребителя. Точки пересечения линии бюджетного ограничения с кривой безразличия U1 не является оптимальным решением для потребителя. Двигаясь вдоль бюджетного ограничения, потребитель найдет такую точку, которая принадлежит кривой безразличия более высокого порядка (U2) и в которой максимизируется его благосостояние при данном бюджете.

Увеличение денежного дохода означает смещение бюджетной линии. На рис. 5.8. показаны последовательные равновесия потребителя P1, P2, P3, P4 в соответствии с ростом его дохода. Эта кривая получила название «доход — потребление».

Рис. 5.8. Кривая «доход — потребление».

Уже в XIX в. было замечено, что с ростом реального дохода потребителя потребление вторичных благ возрастает быстрее, чем благ первой необходимости. Первым исследователем, занимавшимся вопросами влияния дохода на структуру потребительских расходов, был немецкий статистик Эрнст Энгель (1821—1896). Было установлено, что, прежде всего, происходит насыщение продовольственными товарами, затем промышленными товарами стандартного качества и лишь позднее высококачественными товарами. Отмечена любопытная закономерность: даже после перехода к потреблению высококачественных товаров и услуг происходит новый всплеск спроса на промышленные товары стандартного качества, которые используются потребителем для повседневных нужд.

Рассматривая кривую «доход — потребление», мы исходили из постоянства цен благ. Изменялся только доход. Теперь предположим, что доход — постоянен, а цены изменяются. Графически это представлено на рис. 5.9.

Рис. 5.9. Кривая «цена — потребление»

Снижение цены товара А повлечет за собою сдвиг линии бюджетного ограничения из положения NM1 в положение NM2. Дальнейшее снижение цены соответственно отражают линии бюджетного ограничения NM3, NM4 и т.д.

Обозначив точки касания кривых безразличия U1, U2, U3, U4 с соответствующими линиями бюджетного ограничения точками R1, R2, R3, R4 и соединив их, получим кривую «цена — потребление».

При анализе кривой «доход — потребление» рассматривается влияние изменения дохода, при постоянстве цен. При анализе кривой «цена — потребление» рассматривается влияние изменения цен на относительную замену одного блага другим. Выясним теперь, в какой степени изменение спроса на благо вызвано изменением его цены, а в какой — реального дохода (рис. 5.10).

Рис. 5.10. Эффект дохода и эффект замещения

Допустим цена блага А снижается с Р1 до Р2, а цена блага В остается неизменной. В этом случае происходит два процесса:

Ø возрастает реальный доход индивида

Ø осуществляется относительная замена одного блага (В) другим благом (А).

Для того, чтобы определить, в какой мере увеличение спроса на благо вызвано уменьшением цены, а в какой связано с ростом реального дохода, воспользуемся интерпретацией Дж. Хикса.[3]

Допустим, что в результате снижения цен на благо А положение равновесия потребителя переместилось из точки С в точку С1 (см. рис. 5.10).

Проведем дополнительное бюджетное ограничение N1G2, параллельное бюджетному ограничениюNG1, так, чтобы оно касалось первоначальной кривой безразличия 1. Обозначим точку касания бюджетной линии N1G2 с кривой безразличия 1 через С2. Величина проекции кривой безразличия СС2 на ось абсцисс объясняется исключительно изменением относительных цен блага и называется эффектом замены (субституции). Оставшееся увеличение спроса на благо А — R2R1 представляет эффект дохода, так как связано с переходом от одной кривой безразличия к другой. Это равносильно увеличению покупательной способности потребителя.

Эффект дохода — это воздействие, оказываемое на спрос потребителя за счет изменения реального дохода, вызванного изменением цены блага без учета эффекта замещения.

В зависимости соотношения и направленности эффекта дохода и эффекта замещения условно можно выделить нормальные (стандартные) товары, низкокачественные товары и товары Гиффена.[4] Для нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения складывается, а для низкокачественных товаров они вычитаются (схема 5.6).

При снижении цены на низкокачественный товар, занимающий в бюджете потребителя скромное место, положительный эффект замещения перекрывает отрицательный эффект дохода. Если низкокачественный товар занимает большое место в бюджете потребителя (как это было в Ирландии середины XIX в с картофелем), то при снижении цены на него отрицательный эффект дохода перекрывает положительный эффект замещения. Общий эффект выражается в снижении спроса на него, несмотря на снижение его цены. Такие товары получили наименование — товары Гиффена. Рост дохода сопровождается обычно сокращением спроса на товары Гиффена.

Товар Гиффена — это товар, занимающий большое место в бюджете малоимущих потребителей, спрос на который при прочих равных условиях изменеяется в том же направлении, что и цена, поскольку эффект дохода превышает эффект замещения.

Результирующее влияние изменения цены товара на спрос на него представлено на схема 5.7.

   
 


Теория потребительского поведения, используя как кардиналистский, так и ординалистский аналитический инструментарий, позволяет прогнозировать спрос на товары (схема 5.8).

   
 


Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые определяются социальными эффектами (схема 5.9.).

   
 


Американский экономист Х. Лейбенстайн обобщил факты, доказывающие влияние поведения окружающих на индивидуальный спрос потребителя. Это влияние может быть обусловлено следующими причинами.

Во-первых, эффектом присоединения к большинству, или желанием каждого быть не хуже других, не отставать от моды. Действие данного эффекта проявляется в том, что с увеличением рыночного спроса и, как следствие этого, увеличением цены индивидуальный спрос также повышается.

Во-вторых, эффектом снобизма,или уменьшением спроса индивидуума на товар оттого, что его покупают другие. В данном случае взаимосвязь между ценой и объемом спроса подтверждает содержание закона спроса, но причина поведения покупателя объясняется не экономическими интересами, а желанием выделиться из толпы.

В-третьих, эффектом Веблена. В своей работе "Теория праздного класса" основоположник американского институционализма Т. Веблен исследовал феномен демонстративного потребления, сущность которого состоит в том, что в определенных условиях цена товара может служить для потребителя показателем его престижности. Отсюда возникло явление, противоречащее закону спроса и получившее название "эффект Веблена": когда цена товара падает, некоторые потребители считают, что это говорит об ухудшении его качества или об утере им исключительности в глазах общества, и прекращают его покупать. И наоборот, рост цены ведет к увеличению покупок.

Указанные эффекты, безусловно, вносят свои коррективы в механизм действия закона спроса.

Потребительский спрос, таким образом, может проявляться как функциональный, т.е. обусловленный качествами самого товара, так и нефункциональный, т.е. обусловленный факторами, не связанными с самим товаром (схема 5.10). Нефункциональный спрос формируется под воздействием вышеназванных социальных эффектов, а также под влиянием потребительских ожиданий, сиюминутных настроений и т.п.

   
 


В заключение мы можем представить формирование рыночного спроса на основе индивидуального спроса потребителей (схема 5.11).

   
 


[1] Бем-Баверк Е. Основы теории ценности хозяйственных благ. Австрийская школа в политической экономии. М., 1992. С.262.

[2] Использованы схемы из: Тарануха Ю.В. Микроэкономика (в структурно-логических схемах): Учебно-методич. пособие / Под общей ред. А.В. Силдоровича. — М.: Дело и Сервис, 2002. — С.45—54.

[3] Другая интерпретация представлена в работах Е.Е. Слуцкого.

[4] Впервые на группу благ, спрос на которые изменяется необычным образом, обратил внимание английский экономист Роберт Гиффен (1837—1910). Изучая ценообразование в Ирландии, он обнаружил, что во время катастрофического неурожая картофеля, который был основным продуктом питания ирландских бедняков, спрос на него увеличивался с увеличением его цены. Низкокачественный товар — картофель — вытеснил другие, высокачественные товары.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: