Обсуждена на заседании кафедры. (предметно-методической секции)

(предметно-методической секции)

«____»_____________200__г.

Протокол № ___

МГУПИ – 2007г.

Тема лекции: «Система управления предприятием»
 
Учебные и воспитательные цели:
1. Изучение основных положений
2. Основные понятия материала по теме: «Система управления предприятием»
 
Время: 7 часа (315 мин.)
 
Литература (основная и дополнительная):
См. список рекомендованной литературы
 
 
Учебно-методическое обеспечение:
1. Наглядные пособия: Основная и дополнительная литература по теме
практического занятия. Текущая периодическая литература.
 
ПЛАН ЛЕКЦИИ:
Введение – до 5 мин.
 
Основная часть (учебные вопросы) – до 305 мин.
1-й учебный вопрос Основные элементы управления предприятием.
Составляющие процесса управления на предприятии. 130 мин.
2-й учебный вопрос Виды воздействий при управлении предприятием.
Разновидности подсистем системы управления предприятием.
инвестиций. 130 мин.
Заключение – до 5 мин.
 
ТЕКСТ ЛЕКЦИИ
Введение – до 5 мин.
         

При осуществлении любого вида деятельности промышленным предприятием возникает необходимость принятия управленческих решений. Эти решения разрабатываются соответствующей системой управления, включающей в себя ряд элементов. Первым из этих элементов является элемент, с помощью которого осуществляется сбор необходимой информации и ее обработка; вторым из этих элементов – элемент, в рамках которого принимаются управленческие решения; третьим элементом – элемент, с помощью которого осуществляется реализация этих решений. Реализация каждого из этих элементов требует наличия на предприятии соответствующих служб. С их помощью должно осуществляться учет необходимых данных, их обработка и анализ, планирование различных видов деятельности, выработка системы мер, обеспечивающих реализацию принимаемых управленческих решений, и контроль за их исполнением.

Основная часть – до 305 мин.
1-й учебный вопрос Основные элементы управления предприятием.
Составляющие процесса управления на предприятии.

Промышленное предприятие представляет собой сложный объект управления, включающий в себя некоторую совокупность подобъектов, взаимодействующих между собой. По этой причине система управления деятельностью промышленного предприятия включает в себя различные подсистемы. Каждая из этих подсистем осуществляет разработку управленческих решений применительно к различным подобъектам, в качестве которых выступают различные подразделения промышленного предприятия. Одновременно с этим подсистемы могут осуществлять разработку управленческих решений применительно к различным видам деятельности, осуществляемым промышленным предприятием.

Процесс управления на предприятии включает в себя следующие элементы или этапы. Это планирование и связанное с ним прогнозирование; нормирование и организация;

учет, контроль и анализ; регулирование или оперативное управление. Эти элементы или этапы могут использоваться для образования соответствующих подсистем управления применительно ко всему предприятию в целом и по отдельности к его отдельно взятым подразделениям и видам деятельности.

Подсистема планирования и прогнозирования должна обеспечивать решение следующих вопросов: прогнозирование потребительского спроса на продукцию, выпускаемую предприятием; планирование объемов производства и реализации продукции; планирование себестоимости различных видов изделий и цен на них; оценка ожидаемых значений основных технико-экономических показателей, обусловленных деятельностью предприятия, на перспективу; планирование развития предприятия и его производства.

В рамках подсистемы нормирования должны разрабатываться нормы и нормативы, относящиеся к расходу сырья и материалов, топлива и энергии, простоям оборудования, выработки рабочих и затратам времени на производство различных видов изделий по работам и операциям, элементам оборотных средств и т.п. Эти нормы и нормативы должны использоваться для планирования деятельности предприятия, его подразделений и их работников, а также в качестве точки отсчета для оценки результатов их работы.

В рамках подсистемы организации должны разрабатываться мероприятия по совершенствованию организации производства и труда. Сфера деятельности этой подсистемы может затрагивать организацию работ по реализации всех видов деятельности, выполняемых предприятием и его подразделениями, а также вопросы организации работ в рамках других подсистем управления и системы управления в целом.

Подсистема учета должна обеспечивать учет результатов деятельности различных подразделений и предприятия в целом, имеющиеся потери и неиспользуемые внутрипроизводственные и внутрихозяйственные резервы. В рамках данной подсистемы должен осуществляться учет материальных ценностей, находящихся в распоряжении предприятия и его подразделений, их поступления и выбытия. Кроме того, учет, осуществляемый в рамках данной подсистемы, должен затрагивать работу, выполненную в рамках других подсистем и по различным направлениям, а также качество ее выполнения.

В рамках подсистемы анализа должны выявляться причины потерь предприятия и его подразделений; анализироваться возможности использования имеющихся внутрипроизводственных и внутрихозяйственных резервов; оцениваться экономическая эффективность предлагаемых организационно-технических мероприятий. Кроме того, в функции данной подсистемы может вменяться анализ эффективности работы предприятий и его подразделений, других подсистем системы управления предприятием, служб управленческого аппарата и линейных руководителей.

Подсистема материального поощрения решает вопросы оплаты труда работников предприятия и экономического стимулирования деятельности его подразделений, направленные на создание предпосылок в их большей заинтересованности в эффективности своей работы. Эта подсистема затрагивает также вопросы оплаты и материального поощрения руководящих работников и служб управленческого аппарата.

Подсистема контроля обеспечивает контроль за деятельностью предприятия в целом, его подразделений и отдельно взятых работников, а также за работой системы управления и ее отдельно взятых подсистем, качества выполнения своих обязанностей службами управленческого аппарата и линейными руководителями.

Подсистема оперативного управления осуществляет анализ причин сложившихся неблагоприятных для предприятия производственных и хозяйственных ситуаций и выработку управленческих решений на основе данных проведенного анализа.

Подсистемы, входящие в систему управления предприятием и осуществляющие управление различными подразделениями и видами деятельности, считаются функциональными. К функциональным подсистемам также относятся подсистемы, в каждой из которых осуществляется решение задач, относящихся к тому или иному элементу или этапу управления. Функциональными эти подсистемы считаются потому, что в сферу их компетенции входит выполнение закрепленных за ними функций. В свою очередь, выполнение этих функций требует решения некоторой совокупности задач, объединенных одной или несколькими априори заданными целями. Помимо функциональных подсистем в системе управления промышленным предприятием существуют обеспечивающие подсистемы. К ним относятся: подсистема организационного обеспечения; подсистема информационного обеспечения; подсистема методического обеспечения; подсистема нормативно– правового обеспечения; подсистемы технического и программного обеспечения.

Организационное обеспечение действующей на предприятии системы управления его деятельностью включает в себя штатное расписание, организационную структуру управления и должностные инструкции. Организационная структура управления определяет собой установленную систему подчиненности линейных руководителей и функциональных служб предприятия. Должностные инструкции определяют собой круг прав и обязанностей любого должностного лица, осуществляющего свою деятельность в рамках системы управления предприятием. В задачу информационного обеспечения входит решение вопросов, связанных с обеспечением системы управления предприятием требуемой ей достоверной информацией в необходимые сроки. Методическое обеспечение включает в себя методы решения задач, относящихся к сфере компетенции системы управления предприятием. Подсистема нормативно– правового обеспечения включает в себя: во первых, нормы и нормативы, используемые при планировании, контроле и анализе деятельности промышленного предприятия; во вторых, законодательные акты, которые необходимо использовать предприятию в процессе своей деятельности и при принятии управленческих решений. Нормы представляют собой значения соответствующих показателей, исчисленных в натуральных или стоимостных единицах, нормативы представляют собой относительные величины. Техническое и программное обеспечение включает в себя, в первом случае, технические средства, и в первую очередь, компьютеры, во втором случае, программы, с помощью которых на компьютерах можно осуществлять расчеты, результаты которых используются при разработке управленческих решений.

Одной из основных составляющих подсистемы организационного обеспечения является организационная структура управления. Она включает в себя совокупность линейных руководителей и функциональных служб, связанных между собой установленными связями.

Эта структура называется линейно-функциональной. Помимо такой системы управления для решения отдельных программ используется система программно-целевого управления. Эта система включает в себя должностных лиц, работающих на предприятии, которые заняты решением поставленной перед ними проблемы.

Система управления на предприятии строится по принципу обратной связи и работе по отклонениям. Эти отклонения находятся при сравнении фактических и плановых значений показателей, отражающих результаты деятельности предприятия. Дополнительно возможно использования другого принципа управления. В соответствии с ним осуществляется прогноз ожидаемых нежелательных для предприятия воздействий вследствие изменений во внешней и внутренней среде, и разработка, и реализация системы мер, элиминирующих последствия этих нежелательных воздействий.

2-й учебный вопрос Виды воздействий при управлении предприятием.
Разновидности подсистем системы управления предприятием
инвестиций.

Главными вопросами при проектировании системы управления предприятием считаются вопросы, связанные с формированием совокупности целей и критериев управления, а также определением наиболее эффективных в тех или иных сферах и направлениях методов управления.

Цели управления, если следовать существующей точки зрения, сводятся к тому, чтобы с помощью управляющих воздействий перевести рассматриваемый экономический объект в желаемое состояние. Эти цели могут быть глобальными (главными), частными (локальными), текущими и перспективными. Как правило, частные (локальные) цели при их реализации обеспечивают достижение глобальных (главных) целей. Текущие цели отличаются от перспективных тем, что достижение первых возможно в ближайшей, достижение вторых – в отдаленной перспективе. Локальные и текущие цели определяют тактику, глобальные и перспективные – стратегию поведения предприятия, реализуемые в процессе управления. Кроме того, частные (локальные) цели являясь таковыми по отношению к глобальным (главным) целям, в свою очередь, могут быть глобальными (главными) по отношениям к другим целям. В итоге, по каждой рассматриваемой проблеме, требующей своего решения, может быть найдена совокупность взаимосвязанных целей, каждая из которых, за редким исключением, выступает по отношению к одним целям в качестве глобальных (главных), а по отношению к другим целям – в качестве локальных (частных). Эта совокупность представляет собой “ дерево целей “, вершиной которой является глобальная (главная) цель, поставленная при решении рассматриваемой проблемы, ниже – цели, достижение которых дают возможность выполнения глобальной (главной) цели, находящейся в вершине “ дерева целей “. Одновременно “ дерево целей “ устанавливает подчиненность одних целей другим.

Критерии управления носят формализованный характер и способствуют достижению априори сформированных целей при решении тех или иных задач при выработке управляющих воздействий.

Система управления предприятием может использовать отличные друг от друга виды воздействий. Эти отличия определяют собой принципы, заложенные в основу системы управления предприятием. Одним из них является принцип принуждения, заставляющий то или иное подразделение предприятия или службу действовать строго в соответствии с выработанными системой управления управленческими решениями. Второй принцип, лежащий в основе системы управления, характеризуется относительной свободой рассматриваемого подразделения или службы предприятия в своей деятельности при условии выполнения им установленных регламентирующих правил. Эти правила могут иметь различную степень их детализации и охвата, являться разрешающими или запрещающими. Третий принцип управления отдельно взятым подразделением или службой основан на использовании его поощрения или наказания. В этом случае осуществляется оценка деятельности рассматриваемого подразделения или службы за истекший период времени. Если эта деятельность вызывает одобрение, рассматриваемое подразделение или служба поощряются, если эта деятельность признается неудовлетворительной, то рассматриваемое подразделение или служба наказываются.

Управленческие решения реализуются на предприятиях с помощью различных методов. В практике управления деятельностью предприятий применяют экономические, организационно- распорядительные и социально- психологические методы.

Экономические методы реализуются с помощью системы экономического стимулирования, механизма штрафных санкций, внутрипроизводственного и внутрихозяйственного расчета и аренды, затрагивающей отдельно взятые подразделения предприятия, занятые производственной и хозяйственной деятельностью. Экономическое стимулирование работников предприятия осуществляется с помощью средств фонда потребления, образуемого из прибыли, остающейся в распоряжении данного хозяйствующего субъекта после уплаты налогов. Механизм штрафных санкций применяется к предприятиям за нарушение правил, установленных государством, в том числе за нарушение договорных обязательств перед своими контрагентами. Штрафы могут применяться и к работникам предприятия, и к его подразделениям, в результате деятельности или бездеятельности которых данный хозяйствующий субъект понес определенные потери. Внутрипроизводственный, внутрихозяйственный расчет и аренда делают подразделения предприятия экономически более самостоятельными. Это означает, что размер оплаты труда их работников в большей степени определяется результатами деятельности подразделений, в которых они работают.

Организационно-распорядительные или административные методы характеризуются использованием воздействий, носящих однозначный директивный характер. Формы организационно-распорядительного воздействия многообразны и охватывают различные способы и приемы, которые могут быть отнесены либо к группе организационного, либо к группе распорядительного воздействия. С помощью организационного метода воздействия устанавливаются правила, относящиеся к деятельности отдельно взятых подразделений предприятия, системе их взаимоотношений, организации производства и труда, оплаты и материального поощрения работников и т.д. С помощью распорядительного метода воздействия определяется что, когда и кому делать, кто обеспечивает контроль за выполнением принятых решений и т.д. Эти воздействия выступают в виде приказов и распоряжений.

Повышению эффективности работы предприятия способствует создание в коллективе его работников нормального психологического климата. Эту задачу решают социально- психологические методы управления, обеспечивающие регулирование взаимоотношений между работниками, между работниками и администрацией предприятия, разрешение конфликтов и трудовых споров вне зависимости от того, между кем и по какому поводу они происходят.

Заключение – до 5 мин.
Основные элементы управления предприятием. Составляющие процесса управления на предприятии. Виды воздействий при управлении предприятием. Разновидности подсистем системы управления предприятием.
Ответить на вопросы студентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: