Виды некорректного поведения консультанта

Морализирование. Консультант «сходит» с партнерской по­зиции и предстает перед клиентом в роли «всеведающего гуру», дарующего просветление «заблудшей овце». При этом консультант забывает о том, что «...главное для него — объективно выслушать рассказ клиента, помочь ему «исповедаться» и «провентилировать» все стороны своей проблемы. Вто­рое — помочь разобраться в формирующих факторах его лич­ности, которые породили обсуждаемую проблему, и третье — выявить те связи, которые позволят клиенту по-новому взглянуть на себя и понимание которых поможет ему спра­виться со своими затруднениями»21.

Контрперенос также может быть отнесен к разновидности некорректного поведения, поскольку, «не видя» клиента, кон­сультант тем самым «обезлиивает» его. Уже говорилось о важ­ности «излечения» специалиста перед тем, как он начнет «ле­чить» других. Однако жизнь является непрекращающимся процессом, и, следовательно, «излечение» никогда не быва­ет полным и окончательным. Поэтому важно, чтобы кон­сультант регулярно» проходил групповую и /или индивиду­альную психотерапии с целью предотвращения надобных си­туаций в своей практике. Если же это произошло и он это осознал, вполне профессионально отказаться от консульти­рования, предложив клиенту обратиться к другому специа­листу. Истинную причину клиент, безусловно, знать не дол­жен, но специалист всегда может найти для него благовид­ный предлог: напряженный график, срочная командировка, проблема клиента вне компетенции консультанта.

Самолюбование. Проявляется в игнорировании исповеди клиента и его мнения по поводу причин возникновения про­блемы и способов ее разрешения. «Желание быть «святее всех» не что иное, как выражение комплекса превосходства — обо­ротной стороны комплекса неполноценности»22.

Демонстрация негативных реакций. «На штык можно опе­реться, а сесть нельзя» (Ш.Талейран). Кроме того, что по­добное поведение является нарушением профессиональной -этики — это еще и проявление отсутствия элементарной вос­питанности.

На основании вышеизложенного можно констатировать: наличие профессиональной компетентности специалиста яв­ляется вопросом, который не обсуждается. Специалист дол­жен быть профессионалом. Однако любая компетентность потеряет смысл, ваш консультант по сути своей не будет яв­ляться Человеком, имя которого звучит гордо.

Литература

1. Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэк-Даунин Г.Л. Психологическое кон­сультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. — М., 2000.

2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. -- М., 2000.

3. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования. — М., 1998.

4. Колесникова Г.И. Основы психопрофилактики и психокоррек­ции: Учеб. пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 198 с.

5. Мей Р. Искусство психологического консультирования. — М., 1994.

6. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. — М., 2000.

7. Ненов Р.С, Основы психологического консультирования. — М., 1999.

8. Сатир В. Психотерапия семьи. — СПб., 2000.

Контрольные вопросы

1. Сравните алгоритмы процесса консультирования, предложенные разными исследователями. Выделите общее и частное.

2. Какой из данных алгоритмов, с вашей точки зрения, является наиболее эффективным? Дайте обоснование вашего мнения.

3. Перечислите этапы подготовки специалиста к встрече с кли­ентом.

4. Как вы думаете, какой из приведенных этапов является наибо­лее значимым? Дайте определение понятию «эффективность психологического консультирования».

5. Перечислите позиции оценивания эффективности психоло­гического консультирования.

6. Чем определяется успешность психологического консультиро­вания?

7. Назовите основные правила ведения консультативного про­цесса.

8. Дайте характеристику факторам, формирующим низкий резуль­тат процесса консультирования.

21 Мей -Р. Искусство психологического консультирования: — М., 1994. С. 90.

22 Мей Р. Искусство психологического консультирования. — М., 2001. С. 109


Ты произнес блестящую речь!

Да. Но в зале присутствовали одни ду­раки и тупицы!

Теперь понятно, почему ты начал свою
речь словами: «Мои дорогие братья!»

Из диалогов

Как уже отмечалось, под процедурами в психологическом консультировании принято понимать группы приемов веде­ния специалистом клиента, объединенные по целевому на­значению, с помощью которых решается одна из задач дан­ного этапа.

Каждой процедуре соответствуют определенные техники — специальные приемы, применяемые консультантом для ре­шения задач процедур на каждом из этапов психологического консультирования.

Рассмотрим процедуры и техники во взаимосвязи с этапа­ми интегративной модели психологического консультирова­ния, предложенной автором данного пособия в предшеству­ющей главе,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: