Процедура первая: диагностика личности клиента

В рамках данной процедуры применяются техники: бесе­да, интервью, наблюдение, тесты.

Беседа, целенаправленно организованная специалистом, является основным методом ведения психологической кон­сультации. В ходе нее предполагается выявление интересу­ющих исследователя связей на основе эмпирических данных, полученных в процессе общения «клиент-консультант». При­меняется на разных стадиях психологического консультиро­вания. В зависимости от целей этапа консультативного про­цесса меняются и цели беседы. Как специфический вид бе­седы выделяется интервью.

Интервью — способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Выделяют два вида интервью: свободное и стандартизированное.

Свободное интервью не зависит от темы и формы беседы и: предполагает сотрудничество клиента при поиске необходи­мой информации. К его достоинствам можно отнести большой диапазон непосредственных поведенческих реакций кли­ента, которые получает возможность наблюдать специалист, что способствует более полному получению информации о личности клиента и сути его проблемы; к недостаткам — до статочно большой временной отрезок.

Стандартизированное интервью — близко по форме к ан­кете, отличаясь от нее большей свободой клиента при формулировании ответов. Наиболее полезно в начале консульта­тивного процесса при ориентировке в проблеме. Получен­ные данные впоследствии уточняются и используются для выдвижения новых гипотез. Достоинство: информативность, экономия времени, количественная выраженность результа­та. Недостатки: вероятность потери эмоционального контакта с клиентом, снижение непосредственных поведенческих ре­акций вследствие активизации механизмов защиты.

Наблюдение — эмпирический метод психологического исследования, заключающийся в целенаправленном и осоз­нанном восприятии специалистом психических проявлений клиента. Позволяет специалисту собрать информацию о кли­енте, выявить наиболее значимые событийные моменты, отследить изменение его состояния на разных этапах консуль­тативного процесса. К недостаткам можно отнести: субъек­тивизм специалиста, который может выразиться в фиксации внимания на факте, значимом с позиции консультанта, а не клиента, и последующей его интерпретации, а не проясне­нии и контрпереносс. Применяется на всех этапах консульта­тивного процесса.

Психологические тесты — стандартизированный метод для измерения уровня развития или состояния какого-либо пси­хологического качества или свойства отдельного индивида. В рамках психологического консультирования применяются тесты, соответствующие определенным критериям. Данные критерии будут рассмотрены в главе «Особенности психоди­агностики в процессе консультирования».

ПРОЦЕДУРА ВТОРАЯ: прояснение сути проблемы кли­ента и определение его ресурсов.

Основные техники: диалог, слушание.

Диалог. Определяется как речевое общение между двумя и более людьми, предполагающее обмен репликами. В широ­ком смысле репликой считается и ответ в виде действия, же­ста, молчания. Опирается на традицию устного интеллекту­ального общения в Древней Греции. В ее истоках — деятель­ность Сократа, которая, кроме того, нашла свое отражение в психотерапевтической методике «Сократовский диалог». В основе данной методики лежит логическая аргументация, преподносимая специалистом клиенту в виде вопросов, ко­торые предполагают только положительные ответы. При фор­мулировании вопросов консультант сознательно игнорирует непоследовательные, противоречивые, бездоказательные суж­дения клиента. В результате клиент планомерно подводится к принятию суждения, которое перед этим им не принималось или не понималось.

Слушание. Прежде всего, предполагает «слышание» дру­гого человека, в данном случае — клиента. Иначе: в процесс «слышания» включается не только восприятие произносимых
слов, но и фона, на котором они были произнесены. Сле­довательно, можно выделить два аспекта слушания: вербаль­ный аспект и невербальный.

К вербальному аспекту относятся непосредственно слова, словосочетания, метафоры, которые употребляет клиент в своей речи.

К невербальному аспекту (фону) относятся:

1) «язык тела» (позы, жесты, мимика);

2) психофизиологические реакции (изменение цвета кожного покрова, частота и глубина дыхания, степень потоотделения);

3) голосовые характеристики (тон, тембр, темп, интона­ции).

Истинность предположений, сделанных на основе невер­бальных данных, необходимо перепроверять вместе с клиентом. Этообусловлено тем, что невербальные сообщения определяются целым рядом факторов. Например, контекстом событий, личностными особенностями клиента, спецификой взаимоотношений со значимым близким. О существовании многих из них консультант может не знать, что, без условно, приведет к искажению воспринимаемой им информации и, как следствие, неправильному представлению о сути проблемы и способов ее разрешения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: