Нравственные основы международно-правовых норм о правах человека


Правосудие - это вид государственной деятельности. Осуществ-ление правосудия призвано обеспечить справедливость, права и ин-тересы личности. Для этого правосудие должно базироваться на пра-вовых и нравственных началах. Законность и нравственность в право-судии находятся в неразрывном единстве. Закон должен отвечать требованиям нравственности, а его применение судом не должно про-тиворечить нравственным нормам. Единство законности и нравствен-ности в реализации правосудия способствует обеспечению основных прав и свобод человека. Обеспечение основных прав и свобод лично-сти представляет главную нравственную задачу правосудия, решению которой мировое сообщество уделяло и уделяет особое внимание. Каталог прав человека, зафиксированный в международно-правовых документах, явился результатом длительного исторического форми-рования эталонов и стандартов, которые стали нормой для современ - ного демократического общества. Анализ нравственного содержания международно-правовых документов о правах человека представляет интерес, так как сформулированные в них нравственные принципы и нормы положены в основу реформирования российского законода-тельства. Этот факт свидетельствует о том, что Россия встала на путь серьезных намерений и действий в области прав человека. Согласно Конституции РФ 1993 г. именно эти права и свободы являются высшей ценностью, и именно они должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность органов государственной власти.

Ознакомление с историей формирования институтов прав чело - века, ставших неотъемлемым признаком цивилизованного общества - свободы и неприкосновенности личности, права на судебную защиту, признание лица виновным лишь по приговору суда, право на участие в решении государственных дел, свободу совести и т.д., показывает по-степенный, неизбежный процесс расширения прав человека и их га-рантий.

Анализ юридических актов по правам человека, созданных в различные эпохи и в разных странах, показывает исторические корни тех норм, институтов и принципов, которые были восприняты между - народным правом для защиты прав человека. Признание виновным лишь по приговору суда, соразмерность правонарушения и наказания, презумпция невиновности, свобода прений, слова, печати, религии, право покидать страну и возвращаться в нее, ответственность долж-ностных лиц за нарушение прав человека -эти и другие права, вошед-шие в золотой фонд гуманистических ценностей, впервые были зало-жены в Великой хартии вольностей (1215), развиты в английском Бил - ле о правах (1689), Декларации независимости, американском Билле о правах, Декларации прав человека и гражданина. Прослеживая гене-зис этих ценностей, нельзя не вспомнить и древнегреческую филосо-фию, давшую импульс развитию учения о естественных правах чело-века, а также постулаты периода Реформации и Просвещения. кото-


рые выдвинули идеи социальной справедливости и равенства. Есте-ственно-правовое учение играет определяющую роль в развили прав

и свобод человека, признании их приоритета.

Начало сотрудничеству государств в области прав человека °было положено созданием после Второй мировой войны Организа-ции Объединенных Наций. В качестве одной из ее целей и принципов, записанных в Уставе ООН, указывалась необходимость осуществлять международное сотрудничество в разрешении проблем экономическо-го, социального, культурного и гуманитарного характера и поощрения и развития уважения к правам человека и основным свободам всех. без различия расы, пола, языка, религии. Первым в истории междуна-родных отношений многосторонним договором, который заложил ос-новы широкого сотрудничества государств по правам человека, явил-ся Устав ООН. Он возложил на государства юридическое обязатель-ство соблюдать основные права и свободы человека, не допуская ка-кой-либо дискриминации.

При обсуждении проекта Устава ООН вносились предложения вклю-чить в этот международный договор перечень основных прав и свобод че-ловека, подлежащих всеобщему уважению и соблюдению. Однако большин-ство государств, участвовавших в разработке Устава ООН, ввиду сложности этого вопроса и различных точек зрения, зачастую исключающих друг дру-га, решили передать его на обсуждение компетентных органов ООН для под-готовки международного Билля о правах человека. На первом этапе ООН приняла решение, что Международный Билль о правах человека должен со-стоять из трех документов: I. Декларация о правах человека. 2. Пакт о правах человека. 3. Меры по комплектации Пакта.

Декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН в торжественной об-становке приняла Всеобщую декларацию прав человека, С тех пор эта дата ежегодно отмечается во всем мире как День прав человека. Однако в этот период демократические права и свободы не стали достоянием всех госу-дарств мира. Поэтому содержащая демократические принципы и нормы Всеобщая декларация, имеющая рекомендательный характер, предлагала всем государствам мира каталог прав и свобод человека в качестве образца для развития внутригосударственного законодательства в этой области. Всеобщая декларация содержала обогащенный перечень прав и свобод, включающий уже не только гражданские и политические. но и социальные, экономические и культурные права, сформировавшиеся в конце XIX в. и развитые в XX в. Однако основные принципы и нормы «первого поколения» прав человека -гражданских и политических - уже подтвердили свою жиз-ненность и эффективность в практике демократических правовых госу-дарств.

Демократические нормы и принципы, провозглашенные Всеобщей декларацией прав человека, оказали влияние на развитие национального законодательства. В послевоенных конституциях Италии, Японии, ФРГ пра-ва человека были представлены в специальных разделах о правах и обя-занностях граждан. Во Франции основные политические и гражданские пра-ва были закреплены в преамбуле к Конституции 1946 г. со ссылкой на Дек-ларацию прав человека и гражданина.


Вскоре после принятия Всеобщей декларации Генеральная Ассамблея изменила свое первоначальное решение и рекомендовала подготовить вме-сто одного два пакта о правах человека. Это было вызвано разным подхо-дом государств к юридической обязательности различного комплекса прав. США и некоторые другие члены ООН исходили из того, что гражданские и политические права должны незамедлительно претворяться всеми госу-дарствами в обязательном порядке, а социально-экономические и культур-ные являются стандартами, к достижению которых они должны стремиться постоянно, исходя из уровня своего экономического развития. Такая точка зрения в то время была преобладающей, вследствие чего Генеральная Ас-самблея в 1966 г. приняла два договора - Пакт о гражданских и политических правах и Пакт об экономических, социальных и культурных правах. В соот-ветствии с Пактом о гражданских и политических правах был создан Коми-тет по правам человека, который рассматривает как жалобы отдельных лиц, так и межгосударственные жалобы и доклады о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в Пакте. 15 декабря 1989 г. Гене-ральная Ассамблея приняла второй факультативный Протокол к Междуна-родному пакту о гражданских и политических правах, направленный на от-мену смертной казни. Все эти пять документов и образуют Международный Билль о правах человека. В 1993 г. на Международной конференции по пра-вам человека была учреждена должность Верховного комиссара по правам человека в целях поощрения и защиты прав человека.

Старейшей региональной европейской организацией является Совет Европы, созданный в 1949 г. В рамках этой организации принято более 150 конвенций и протоколов, относящихся к различным аспектам прав челове-ка. Россия вступила в Совет Европы в 1996 г. Основополагающим европей-ским договором стала Конвенция о правах человека, принятая 4 ноября 1950 г. и вступившая в силу 3 сентября 1953 г. после ее ратификации восемью странами. Только спустя 25 лет после принятия, в 1975 г., участниками Кон-венции стали все члены Совета Европы (40 государств). Россия ратифици-ровала Европейскую конвенцию в 1998 г., после чего она вступила в силу на территории России. Европейская конвенция явилась своеобразным про-должением и развитием Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Однако, в отличие от нее, Конвенция не только провозгласила основополагающие права, но и создала особый механизм их защиты. Первоначально этот меха-низм включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами - участниками Конвенции: Европейскую комиссию по правам человека, Европейский Суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы. С 1 ноября 1998 г, первые два органа были заменены единым, постоянно действующим Евро-пейским Судом по правам человека. Его местонахождение - Дворец прав че-ловека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы. Евро-пейский Суд начал свою деятельность в 1959 г. Нормы и принципы, содер-жащиеся в Конвенции, существенно ограничивают сферу правовой компе-тенции государства, служат основой для развития демократических струк-тур гражданского общества и обеспечения основных прав и свобод челове-ка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: