Примеры приемов воздействия

Па личность клиента

В когнитивно-поведенческом направлении

«Правило жизни»

Показание: наличие у клиента заложенных в процессе вос­питания родителями поведенческих программ, которые ут­ратили свою эффективность и в настоящий момент мешают его самореализации.

Цель: выработка новой адаптивной йро1раммы поведения.

Алгоритм:

1) прояснение, под руководством специалиста, родительских посланий клиенту;

2) осознание и вербализация данных посланий;

3) их запись;

4) прояснение чувств клиента к ним;

5) выявление поведения, вызывающего негативную ре­акцию;

6) переформулирование родительских посланий, вызыва­ющих негативные реакции на положительные.

«Самоконтроль»

Показание: выявление проблемной части личности кли­ента.

Цель: принятие, осознание, переработка проблемы таким образом, чтобы она вписалась в картину жизни клиента, не мешая его дальнейшей жизни.

Алгоритм:

1) попросить клиента обнаружить свою «ахиллесову пя­ту» — эмоцию, контроль над которой он боится поте­рять больше всего;

2) позволить выразить ее, используя для этого любые пред­меты, игрушки, или в танце, в борьбе, в любом дви­жении;

3) изобразить свою эмоцию, свое впечатление от нее в рисунке, лепке;

4) вернуться к чувству и посмотреть:

а) как изменилось оно;

б) как изменилось отношение клиента к нему;

5) принять его, «став его другом».

Систематическая десенсибилизация

Показание: наличие тревожных состояний страхов.

Цель: Уменьшение, снижение силы страха.

Алгоритм:

1) обучение снижению мышечной релаксации;

2) выстраивание иерархии стимулов, вызывающих страх или тревогу;

3) предложение клиенту, пребывающему в состоянии ре­лаксации, представлять объекты из данной иерархиче­ской системы (в случае повышения страха он дает спе­циалисту об этом знать, специалист «возвращает» его в «здесь и сейчас», прорабатывает с клиентом ситуацию, после чего работа продолжается с п. 3);

4) экологическая проверка.

«Мишень»

Показание: суицидальные мысли, чувство безнадежности.

Цель: пробуждение желания жить.

Алгоритм:

1) обнаружение причины и/или негативных установок, провоцирующих снижение у клиента вкуса к жизни;

2) нахождение альтернативных способов поведения в про­тивовес суициду;

3) в процессе специально организованной беседы подвес­ти клиента к осознанию абсурдности его желания;

4) создание положительной установки на жизнь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: