Па личность клиента
В когнитивно-поведенческом направлении
«Правило жизни»
Показание: наличие у клиента заложенных в процессе воспитания родителями поведенческих программ, которые утратили свою эффективность и в настоящий момент мешают его самореализации.
Цель: выработка новой адаптивной йро1раммы поведения.
Алгоритм:
1) прояснение, под руководством специалиста, родительских посланий клиенту;
2) осознание и вербализация данных посланий;
3) их запись;
4) прояснение чувств клиента к ним;
5) выявление поведения, вызывающего негативную реакцию;
6) переформулирование родительских посланий, вызывающих негативные реакции на положительные.
«Самоконтроль»
Показание: выявление проблемной части личности клиента.
Цель: принятие, осознание, переработка проблемы таким образом, чтобы она вписалась в картину жизни клиента, не мешая его дальнейшей жизни.
Алгоритм:
1) попросить клиента обнаружить свою «ахиллесову пяту» — эмоцию, контроль над которой он боится потерять больше всего;
|
|
2) позволить выразить ее, используя для этого любые предметы, игрушки, или в танце, в борьбе, в любом движении;
3) изобразить свою эмоцию, свое впечатление от нее в рисунке, лепке;
4) вернуться к чувству и посмотреть:
а) как изменилось оно;
б) как изменилось отношение клиента к нему;
5) принять его, «став его другом».
Систематическая десенсибилизация
Показание: наличие тревожных состояний страхов.
Цель: Уменьшение, снижение силы страха.
Алгоритм:
1) обучение снижению мышечной релаксации;
2) выстраивание иерархии стимулов, вызывающих страх или тревогу;
3) предложение клиенту, пребывающему в состоянии релаксации, представлять объекты из данной иерархической системы (в случае повышения страха он дает специалисту об этом знать, специалист «возвращает» его в «здесь и сейчас», прорабатывает с клиентом ситуацию, после чего работа продолжается с п. 3);
4) экологическая проверка.
«Мишень»
Показание: суицидальные мысли, чувство безнадежности.
Цель: пробуждение желания жить.
Алгоритм:
1) обнаружение причины и/или негативных установок, провоцирующих снижение у клиента вкуса к жизни;
2) нахождение альтернативных способов поведения в противовес суициду;
3) в процессе специально организованной беседы подвести клиента к осознанию абсурдности его желания;
4) создание положительной установки на жизнь.