Когнитивно-поведенческое направление

Исторически данное направление восходит к работам Д, Уотсона, Б. Скиннерд. Проблемы клиентов рассматри­ваются внутри него как проявление выработанных в онтоге­незе неадаптивных форм поведения, являющихся результа­том ответа организма на воздействие внешней среды. Следо­вательно, можно сделать вывод, что при помощи целенап­равленного воздействия возможно заменить неадекватную мо­дель поведения на другую, более адаптивную (Мейхенбаум, Бандура, Эллис).

Основные положения когнитивно-поведенческого направ­ления:

• большинство поведенческих проблем — следствие про­блем в обучений и воспитании;

• поведенческие реакции — реакция организма на воз­действие среды и, следовательно, являются результа­том взаимодействия «организм — среда»;

• моделирование поведения является обучающе-психоте­рапевтическим процессом, в котором когнитивный ас­пект является решающим.

Таким образом, объектом воздействия является поведе­ние. Причина проблемы, с позиции данного направления, видится в неадаптивном поведении, являющимся результа­том усвоенных неправильных форм поведения. Соответствен­но основным методом воздействия становится формирование навыков, а основная задача специалиста заключается в обучении клиента новым адаптивным способам поведения. При этом акцент делается не на рефлексии клиента по поводу действий, а на самих конкретных действиях.

В процессе оказания психологической помощи специалист основывается на четких данных о поведении человека в ситу­ации, которую он определяет как проблемную. Данное чет­кое представление он получает при помощи операционализации поведения — переводе неясных моментов в объективные наблюдаемые действия. Следующие шаги — выявление сти­мула, запускающего данную нежелательную поведенческую реакцию; конкретизация цели; выработка конкретного поведенческого алгоритма в будущем. Важно, чтобы цель опре­делялась позитивно, через «я хочу», а не «я хотел бы». Соот­ветственно, в процессе консультации затрагиваются три уров­ня клиента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. В рамках данного направления применяются:

самоконтроль (обучение глубокой релаксации, постро­ение иерархии страхов, установление взаимосвязи меж­ду объектом тревоги с иерархией страхов на фоне релаксационных упражнений; моделирование поведения и поощрение за желаемое поведение);

самонаблюдение (ведение дневников);

составление контрактов (клиент — специалист; клиент - значимые близкие; клиент с самим собой);

домашнее задания (предписания).

Особое внимание специалист должен уделять тому, чтобы работа по решению проблемы происходила в системе суще­ствующих правил клиента, которыми от руководствуется в своем поведении. Следовательно, на первых же этапах одной из основных задач, которую должен решить специалист — оп­ределение данных правил. В1979 году Хоффман обобщил и систематизировал «правила клиента»:

1) правила, формулирующие ценностные установки клиента («Косметика вредна для здоровья»);

2) правила, связанные с воздействием стимула («После развода все будет по-другому»);

3) поведенческие оценки («Так как я рыжий, все думают, что я хитрый и не способен на искренние чувства»);

4) правила, связанные с эмоционально-аффективным опытом личности («Я больше не верю»);

5) правила, связанные с воздействием реакции («Я буду раньше приходить домой, только бы она не сердилась»);

6) правила, связанные с долженствованием и возникаю­щие в процессе социализации личности («Мужчина в своей жизни должен сделать три вещи: посадить дере­во, вырастить сына, построить дом»).

Основой эффективности считается активная позиция кли­ента.

Позиция специалиста — диагностически-обучающая.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: