Автор: Юнг.
Исторический период, в которые была создана: 1913—1961.
Воззрения Юнга на личность человека являются одними из самых неортодоксальных в персонологии. Это возможно объяснить спецификой обширных знаний исследователя, которые соединили в себе медицинское образование (психиатрия) с глубокими знаниями в области культурологии, а также религиозной и философской литературы.
Определение личности. Душа (личность) — есть совокупность отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного к коллективного бессознательного.
Структура личности:
1. Эго — центр сферы сознания, основа самосознания. Является компонентом psyche и включает в себя мысли, чувства, воспоминания, благодаря которым человек ощущает себя целостным, постоянным.
2. Личное бессознательное обладает уникальностью и вмещает в себя конфликты и воспоминания из личного или родового, наследственного опыта когда-то осознаваемые, но в
настоящий момент забытые или подавленные.
3. Коллективное бессознательное — хранилище латентных (скрытых) следов памяти человечества, результат общего эмоционального прошлого. «В коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившиеся в структуре мозга каждого индивидуума»31. Оно складывается благодаря наследственности, состоит
из архетипов и одинаково для всего человечества.
|
|
Основные тезисы, недочете кониеяцнм и нринцины: т Личное бессознательное формируется в процессе жизненного пути индивидуума. Доступно для осознания.
• Вытесненные в индивидуальное бессознательное эмоционально заряженные мысли, чувства могут концентрироваться вокруг обычных тем, оказывая влияние на
поведение человека и его мироощущение.
• Коллективное бессознательное состоит из архетипов — мощных первичных психических моделей-образов и является источником мудрости.
• Архетипы — врожденные образы (факторы), предрасполагающие людей к переживанию и реагированию на некоторые объекты или события определенными универсальными эмоциональными, поведенческими и когнитивными моделями.
• Архетипы находят свое выражение в символах. Например: Анима — Женщина, Дева Мария; Анимус — Мужчина, Иисус Христос; Персона — Маска; Тень — Сатана; Самость — Мандала; Мудрец — Пророк; Бог—Солнечное око.
• В человеке существует одновременно две жизненные установки: экстраверсия (интерес к внешнему миру) и интроверсия (погруженность во внутренний мир). При этом одна из них является доминирующей и рациональной, другая — вспомогательной и иррациональной. При их равновесии возникают личности, чьи модели поведения предсказуемы.
|
|
• Типология личности Юнга основана на комбинации жизненных установок — экстраверсия-интроверсия и психологических функций — рациональных: мышление,
ощущение и иррациональных: чувство, интуиция. Человек наделен всеми четырьмя функциями, но только одна из них является превалирующей и осознается.
Остальные находятся в бессознательном. Жизненные установки и психологические функции, взаимодействуя, образуют восемь типов личности. Например, интровертированный интуитивный тип.
• Личностное развитие — динамический процесс, эволюция в течении всей жизни индивида.
• Одной из основных жизненных целей индивида является «обретение самости», которое является результатом стремления личности к единению всех составляющих.
• Конечная жизненная цель — реализация «Я».
• Обретение гармонии, единства и реализация своего предназначения происходят в результате всей жизни и, включают в себя индивидуацию — динамический процесс интеграции внутриличностных противодействующих сил и тенденций. В результате интеграции освобождается энергия для личностного роста. Итогом индивидуации является самореализация — конечная стадия развития личности. Самореализация в постоянной творческой деятельности способствует продолжительности жизни.
31 Цит. Юнга пo: Campbell, 1977.
Применение:
- осознание индивидуального бессознательного для определения направления личностного развития и интеграции;
- освобождение энергии для реализации «Я»;
- достижение самореализации посредством творческого процесса.