Гуманистическая теория

Автор: Маслоу.

Исторический период, в который была создана: 1950— 1970.

Влияние религиозных, философских, естественно-научных воззрений. Европейские мыслители: Сёрен Кьеркегор (1813-1855), Карл Ясперс (1883-1969), Мартин Хайдеггер (1889-1976), Жан-Поль Сартр (1905-1980). Психологи: Эрих Фромм, Гордон Олпорт, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мей.

Определение личности. Личность есть целостное образова­ние, уникальное и неповторимое в своем бытии, высшим стремлением которой в процессе жизни является самоактуа­лизация.

Структура личности. Бытие любого отдельного челове­ка, Существующего в определенный пространственно-времен­ной момент, уникально и обусловлено его субъективной ре­альностью. Следовательно, каждого человека необходимо изучать как единое и неповторимое целое.

Основные тезисы, принципы, ключевые концепции:

• Каждый человек сам ответственен за то, чём он стано­вится.

• Основная жизненная задача человека — наполнить свою жизнь смыслом («Жизнь есть то, что мы из нее дела­ем», «Я есть мой выбйр» (Сартр)32.

• Свобода выбора не является гарантией того, что вы­бор, сделанный индивидом, будет мудрым и полезным для него.

• Человек является динамической структурой, постоян­но находящейся в процессе становления.

• В процессе становления человек должен найти отве­ты на основные экзистенциальные вопросы: «Кто я?», «В чём смысл мой жизни?», «Как я могу реализовать себя, несмотря на то, что я навеки один в этом мире?»

• «Люди должны взять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы, Tak как хотели они того или нет, но они пришли в этот мир, и они отвётственны за одну человеческую жизнь — свою собственную. Избегать свободы и ответственности — значит не быть подлинным (аутентичным), вести себя предательски и, в конце концов, жить в отчаянии безнадежности»33.

• Человек от природы позитивен. Преобладание в ком либо негативных сил является результатом фрустрации, неудовлетворенных основных потребностей.

• Творчество — есть потенциальная черта, присутствую­щая у всех от рождения, которая может быть реализована в любой сфере деятельности.

• Любой человек мотивирован для определения личных целей и потребностей, и именно это делает жизнь ос­мысленной. Все человеческие потребности являются врожденными и имеют иерархическую структуру: фи­зиологические (голод, жажда), потребность в безопас­ности, принадлежности и любви, самоуважении, са­моактуализации. Более высокая потребность может воз­никнуть только при условии полного удовлетворения предшествующей. Однако Маслоу допускал, что могут быть исключения, поскольку всегда существовали люди, для которых духовные ценности и идеалы были более важны, чем физиологический комфорт, s В дополнение к иерархической концепции мотивации Маслоу выделил глобальные категории мотивов: Д-мо-ашвы (дефнцитарные) — удовлетворение дефицитар-ных состояний (голод, холод, опасность); Б-мотивы (мотивы роста или мотивы метапотребностей), цель~ которых заключается в обогащении опыта, знаний.

32 Цит. по: Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — М., 1997. С. 483.

33 Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — М„ 1997. С. 484.

К Б-мотивам Маслоу отнес: целостность, совершенство, завершение, закон, активность, богатство, простоту, красоту, доброту, уникальность, ненапряженность, игру, истину (честь, реальность), самодостаточность. Д-мотивы способствуют снижению напряжения, Б-мо­тивы — его увеличению. Возникновение метапотреб­ностей невозможно без удовлетворения дефицитарных потребностей. Однако фрустрация метапотребностей может вызывать психические заболевания, которые Маслоу охарактеризовал как метапатологии: недоверие, цинизм, скептицизм, ненависть, антипатия, отвра­щение, расчет, вульгарность, отсутствие вкуса, бес­цветность, дезинтеграция, безнадежность, гаев, то­тальный эгоизм, мрачность, угрюмость, переклады­вание ответственности на других, бессмысленность су­ществования, утрата смысла жизни.

• Основной темой жизни человека является самоусовер­шенствование и самоактуализация.

• К характеристикам самоактуализирующейся личности относятся: эффективное восприятие реальности; при­нятие себя, других, природы; непосредственность, простота и естественность; центрированность на пробле­ме; независимость; потребность в уединении, автономия;независимость от культуры и окружения; свежесть вос­приятия; вершинные или мистические переживания; общественный интерес; глубокие межличностные отно­шения; демократический характер; разграничение средств и целей; философское чувство юмора; креатив­ ность; сопротивление окультуриванию.

Основные наложения относительно природы человека:

1. Человек изначально свободен и, следовательно, ответ­ственен за свой выбор, который выразится в том, кем онстанет и какую жизнь проживет.

2. Признавая наличие иррациональных процессов, Мас­слоу считал разумность доминирующей и отличительной чер­той человека. Из этого он сделал вывод: для того чтобы по­знать психику человека, нет необходимости изучать психику животных, поскольку они не обладают способностью оцени­вания прошлого опыта.

3. Маслоу привержен принципам холизма более осталь­ных персонологов. Достаточно вспомнить его тезис о необ­ходимости целостного изучения человека, чтобы убедиться
в этом.

4. Поскольку Маслоу, с одной стороны, не отрицал, что на человека оказывают существенное влияние биологические потребности, а с другой — также подчеркивал и важность окружения, то можно сделать вывод, что дш придерживался умеренного конституционализма.

5. В концепции Маслоу человек является изменяющейся структурой.

6. Реальность каждого индивида сугубо индивидуальна.

7. Поскольку Маслоу считал, что при изучении индивида необходимо учитывать и средовые факторы воздействия и его индивидуальную мотивацию, можно сделать вывод о его се­
рединной позиции относительно проективности — реактив­ности.

8. Сосредоточенность человека на раскрытии собственно­го потенциала в концепции Маслоу указывает на его привер­женность положению гетеростаза.

9. Маслоу признавал возможность изучения человека, но не методами традиционной науки.

Применение:,

— инициирование личностного роста;

— раскрытие индивидуального творческого потенциала;

— формирование представления о том, что значит быть здоровым человеком с позиции гуманистической психологии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: