Автор: Маслоу.
Исторический период, в который была создана: 1950— 1970.
Влияние религиозных, философских, естественно-научных воззрений. Европейские мыслители: Сёрен Кьеркегор (1813-1855), Карл Ясперс (1883-1969), Мартин Хайдеггер (1889-1976), Жан-Поль Сартр (1905-1980). Психологи: Эрих Фромм, Гордон Олпорт, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мей.
Определение личности. Личность есть целостное образование, уникальное и неповторимое в своем бытии, высшим стремлением которой в процессе жизни является самоактуализация.
Структура личности. Бытие любого отдельного человека, Существующего в определенный пространственно-временной момент, уникально и обусловлено его субъективной реальностью. Следовательно, каждого человека необходимо изучать как единое и неповторимое целое.
Основные тезисы, принципы, ключевые концепции:
• Каждый человек сам ответственен за то, чём он становится.
• Основная жизненная задача человека — наполнить свою жизнь смыслом («Жизнь есть то, что мы из нее делаем», «Я есть мой выбйр» (Сартр)32.
|
|
• Свобода выбора не является гарантией того, что выбор, сделанный индивидом, будет мудрым и полезным для него.
• Человек является динамической структурой, постоянно находящейся в процессе становления.
• В процессе становления человек должен найти ответы на основные экзистенциальные вопросы: «Кто я?», «В чём смысл мой жизни?», «Как я могу реализовать себя, несмотря на то, что я навеки один в этом мире?»
• «Люди должны взять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы, Tak как хотели они того или нет, но они пришли в этот мир, и они отвётственны за одну человеческую жизнь — свою собственную. Избегать свободы и ответственности — значит не быть подлинным (аутентичным), вести себя предательски и, в конце концов, жить в отчаянии безнадежности»33.
• Человек от природы позитивен. Преобладание в ком либо негативных сил является результатом фрустрации, неудовлетворенных основных потребностей.
• Творчество — есть потенциальная черта, присутствующая у всех от рождения, которая может быть реализована в любой сфере деятельности.
• Любой человек мотивирован для определения личных целей и потребностей, и именно это делает жизнь осмысленной. Все человеческие потребности являются врожденными и имеют иерархическую структуру: физиологические (голод, жажда), потребность в безопасности, принадлежности и любви, самоуважении, самоактуализации. Более высокая потребность может возникнуть только при условии полного удовлетворения предшествующей. Однако Маслоу допускал, что могут быть исключения, поскольку всегда существовали люди, для которых духовные ценности и идеалы были более важны, чем физиологический комфорт, s В дополнение к иерархической концепции мотивации Маслоу выделил глобальные категории мотивов: Д-мо-ашвы (дефнцитарные) — удовлетворение дефицитар-ных состояний (голод, холод, опасность); Б-мотивы (мотивы роста или мотивы метапотребностей), цель~ которых заключается в обогащении опыта, знаний.
|
|
32 Цит. по: Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — М., 1997. С. 483.
33 Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — М„ 1997. С. 484.
К Б-мотивам Маслоу отнес: целостность, совершенство, завершение, закон, активность, богатство, простоту, красоту, доброту, уникальность, ненапряженность, игру, истину (честь, реальность), самодостаточность. Д-мотивы способствуют снижению напряжения, Б-мотивы — его увеличению. Возникновение метапотребностей невозможно без удовлетворения дефицитарных потребностей. Однако фрустрация метапотребностей может вызывать психические заболевания, которые Маслоу охарактеризовал как метапатологии: недоверие, цинизм, скептицизм, ненависть, антипатия, отвращение, расчет, вульгарность, отсутствие вкуса, бесцветность, дезинтеграция, безнадежность, гаев, тотальный эгоизм, мрачность, угрюмость, перекладывание ответственности на других, бессмысленность существования, утрата смысла жизни.
• Основной темой жизни человека является самоусовершенствование и самоактуализация.
• К характеристикам самоактуализирующейся личности относятся: эффективное восприятие реальности; принятие себя, других, природы; непосредственность, простота и естественность; центрированность на проблеме; независимость; потребность в уединении, автономия;независимость от культуры и окружения; свежесть восприятия; вершинные или мистические переживания; общественный интерес; глубокие межличностные отношения; демократический характер; разграничение средств и целей; философское чувство юмора; креатив ность; сопротивление окультуриванию.
Основные наложения относительно природы человека:
1. Человек изначально свободен и, следовательно, ответственен за свой выбор, который выразится в том, кем онстанет и какую жизнь проживет.
2. Признавая наличие иррациональных процессов, Масслоу считал разумность доминирующей и отличительной чертой человека. Из этого он сделал вывод: для того чтобы познать психику человека, нет необходимости изучать психику животных, поскольку они не обладают способностью оценивания прошлого опыта.
3. Маслоу привержен принципам холизма более остальных персонологов. Достаточно вспомнить его тезис о необходимости целостного изучения человека, чтобы убедиться
в этом.
4. Поскольку Маслоу, с одной стороны, не отрицал, что на человека оказывают существенное влияние биологические потребности, а с другой — также подчеркивал и важность окружения, то можно сделать вывод, что дш придерживался умеренного конституционализма.
5. В концепции Маслоу человек является изменяющейся структурой.
6. Реальность каждого индивида сугубо индивидуальна.
7. Поскольку Маслоу считал, что при изучении индивида необходимо учитывать и средовые факторы воздействия и его индивидуальную мотивацию, можно сделать вывод о его се
рединной позиции относительно проективности — реактивности.
8. Сосредоточенность человека на раскрытии собственного потенциала в концепции Маслоу указывает на его приверженность положению гетеростаза.
9. Маслоу признавал возможность изучения человека, но не методами традиционной науки.
Применение:,
— инициирование личностного роста;
— раскрытие индивидуального творческого потенциала;
— формирование представления о том, что значит быть здоровым человеком с позиции гуманистической психологии