double arrow

Менеджмент: общее и особенное

Принятие концепции «нового демократического государственного управления» означает более строгое избирательное употребление термина «государственный менеджмент»

Государственное управление и государственный менеджмент – это не синонимы.

- Несовпадение определяется прежде всего установочными (целевыми) приоритетами. Менеджмент как составляющая рыночной экономики ориентирован на прибыль, рентабельность, выгоду. Государственное управление ориентировано на реализацию общенациональных, социальных интересов, потребностей, прав – здесь не существует прямой связи между коммерчески успехом и качеством предоставляемых обществу услуг.

- Менеджмент основан на частных инвестициях, индивидуальных вкладах и на продаже услуг, а государственное управление – на бюджетном распределении национальных доходов и средств, на налогообложении. Продукт, производимый фирмой, осязаем и конкретно оценивается. Продукт государственного и муниципального управления чаще всего неосязаем и незрим, ведь чистота в парках и порядок на улицах, здоровье и благополучие принадлежат к той категории благ, присутствие которых никто не замечает или уж, во всяком случае, не пытается выразить в количественных (ценовых) показателях.

- Деятельность и отношения в сфере менеджмента строятся, в основном, на нормах частного права (гражданского, трудового и т.д. – по горизонтали), в государственном управлении деятельность и отношения по своему характеру связаны с нормотворчеством, правовым регулированием общественных отношений и процессов и реализацией норм публичного права (по вертикали и горизонтали отношений).

- Органы государства в отличие от частных фирм (с их правом на коммерческую тайну) более подвержены влиянию, давлению, контролю со стороны общественных институтов, политиков, избирателей, заинтересованных групп, граждан.

- Различия есть и в методах управляющего воздействия, ибо в менеджменте на уровне диспозитивных отношений преобладают экономические, социально-психологические методы, в государственном управлении в арсенале методов имеется и легитимное принуждение.

- Очевидно различие и в объеме применения воздействия. Такие сферы жизнедеятельности общества, как оборона, правопорядок, внешнегосударственные и международные отношения, налогообложение и др., всегда были и являются прерогативой государства, регламентируются общенациональными интересами, политической целесообразностью и не могут быть отданы на откуп частному сектору.

Таким образом, государственное управление и менеджмент «расходятся» по установочным приоритетам (по «духу» отношений и деятельности), источникам и ресурсам, методам т объему управляющего воздействия.

Только там, где государство выступает как хозяйствующий субъект и целью имеет обеспечение прибыли, уместно говорить о государственном менеджменте.

Однако нет оснований между этими управляющими воздействиями видеть «китайскую стену». Не случайно дискуссия о соотношении государственного управления и менеджмента продолжается в теории и практике социального управления не одно десятилетие.

Государственное управление и менеджмент как процесс управляющего воздействия имеют определенные общие показатели результативности, сближаются в технологии осуществления:

- оба (в идеале) нацелены на эффективность, целесообразность, малозатратность; на определенное реагирование на изменения конъюнктуры.

- стремятся быть ближе к людям – потребителям, клиентам;

- и менеджеры, и государственные служащие в оперативной деятельности относительно самостоятельны и предприимчивы (хотя не в равной степени), что не исключает нахождение баланса между централизованным управлением и свободой действий на местах.

Развитие отечественной государственной практики связано с изучением и адаптацией наиболее оправдавших себя за рубежом технологий менеджмента и, в частности, маркетинга, ибо социальное пространство, где действуют различные субъекты власти и управления как со стороны государственных структур, так и от гражданского общества, предполагает наличие конкретной среды и демократической борьбы (в рамках права, гласности, открытости, общепризнанных этических норм) за продвижение своих людей, идей, программ, стратегий при формировании и реализации публичной (государственно-общественной) политики.

Политико-административный и экономический маркетинг как перспективная государственно-управленческая технология может усовершенствовать функционирование государственного аппарата, его взаимодействие с обществом, обеспечить действенность механизма прямых и обратных связей, «высветить», сделать «прозрачной» стратегию, политику принятия управленческих решений и их реализацию, поведение «управляемых» по отношению к государственной власти и государственному аппарату.

Во всяком случае, насколько идеи менеджмента окажутся вовлеченными и эффективными, тогда можно будет говорить о государственном менеджменте как состоявшемся явлении. Пока только можно признать усиливающееся действие факторов, могущих сблизить административную науку и менеджмент, государственных администраторов и управляющих частным экономическим предприятием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: