Для того чтобы выяснить, от чего зависит угол наклона функций сбережения и потребления, необходимо познакомиться с показателями, характеризующими тенденции изменения потребления и сбережения по мере роста доходов. Это так называемые склонность к потреблению и к сбережению. Названные понятия введены Дж.М. Кейнсом, который писал по поводу одного из них: «Основной психологический закон, на который мы можем положиться не только «apriori», исходя из нашего знания человеческой природы, но и на основании детального изучения опыта, состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той мере, в какой растет доход»3.
Итак, показатели, отражающие психологический фактор и характеризующие склонность населения к потреблению и сбережению, можно выразить следующим образом.
Средняя склонность к потреблению и сбережению:
а) средняя склонность к потреблению (average propensity to consume — АРС), исчисляемая по формуле
показывает, какая часть располагаемого дохода используется на потребление;
|
|
б) средняя склонность к сбережению (average propensity to save — APS), исчисляемая по формуле
показывает, какая часть располагаемого дохода используется на сбережения.
Показатели, которые мы описали выше, важны для характеристики тенденций в потребительских расходах. Так, по мере роста располагаемого дохода доля дохода, направленная на потребление, уменьшается, т.е. АРС уменьшается, a APS напротив увеличивается, что отражает ситуацию увеличения сбережений у потребителей по мере роста дохода — богатые люди имеют больше возможности сберегать, чем бедные. Однако такая тенденция наблюдается в краткосрочном периоде. В долгосрочном плане АРС и APS, как правило, стабилизируются, отражая относительную устойчивость потребительского поведения при отсутствии «форсма-жорных» обстоятельств.