Склонность к потреблению и сбережению

Для того чтобы выяснить, от чего зависит угол наклона функций сбережения и потребления, необходимо познакомиться с показателями, характеризующими тенденции изменения потребления и сбережения по мере роста доходов. Это так называемые склонность к потреблению и к сбере­жению. Названные понятия введены Дж.М. Кейнсом, который писал по поводу одного из них: «Основной психологический за­кон, на который мы можем положиться не только «apriori», исхо­дя из нашего знания человеческой природы, но и на основании де­тального изучения опыта, состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той мере, в какой растет доход»3.

Итак, показатели, отражающие психологический фактор и характеризующие склонность населения к потреблению и сбере­жению, можно выразить следующим образом.

Средняя склонность к потреблению и сбережению:

а) средняя склонность к потреблению (average propensity to consume — АРС), исчисляемая по формуле

показывает, какая часть располагаемого дохода используется на потребление;

б) средняя склонность к сбережению (average propensity to save — APS), исчисляемая по формуле

показывает, какая часть располагаемого дохода используется на сбережения.

Показатели, которые мы описали выше, важны для характе­ристики тенденций в потребительских расходах. Так, по мере рос­та располагаемого дохода доля дохода, направленная на потребле­ние, уменьшается, т.е. АРС уменьшается, a APS напротив увели­чивается, что отражает ситуацию увеличения сбережений у по­требителей по мере роста дохода — богатые люди имеют больше возможности сберегать, чем бедные. Однако такая тенденция на­блюдается в краткосрочном периоде. В долгосрочном плане АРС и APS, как правило, стабилизируются, отражая относительную ус­тойчивость потребительского поведения при отсутствии «форсма-жорных» обстоятельств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: