Цена — денежное выражение стоимости товаров и услуг

Цена спроса — максимальная цена, по которой потре­бители готовы купить некоторое количество товара за оп­ределенный период времени.

Закон спроса утверждает, что существует обратная взаимосвязь между ценой и величиной спроса. При неизмен­ном доходе человек будет приобретать больше данного про­дукта по низкой цене, чем по высокой.

В основе закона спроса лежит принцип убывающей пре­дельной полезности. При росте потребления данного продук­та его предельная полезность убывает, а, следовательно, люди будут покупать дополнительные единицы такого продукта лишь при условии, что его цена снижается.

Закон спроса можно также объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода состоит в том, что при измене­нии цены данного товара изменяется и реальное количество этого товара, которое потребитель способен приобрести на ту же величину дохода. С другой стороны, эффект замещения оз­начает, что изменение цены данного товара изменяет и от­носительную структуру цен.

Неценовые факторы спроса: цены на сопряженные това­ры; потребительские предпочтения; число покупателей; ожи­дания изменения цены; доход.

Предложение отражает готовность продавца продать товары или услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени. Пред­ложение, таким образом, есть отношение между ценой товара и его количеством, которое продавцы хотят и могут продать.

Величина предложения отражает то количество това­ра, которое может быть продано по некоторой цене за оп­ределенный период времени при данном характере предло­жения, т. е. неизменности прочих факторов, влияющих на предложение.

Взаимосвязь между изменением предложения и величи­ны предложения проявляется в следующем: когда предложе­ние увеличивается, повышаются объемы предложения при всех ценах, и наоборот.

Цена предложения — минимальная цена, по которой продавцы готовы продать некоторое количество данного товара за определенный период времени.

Закон предложения утверждает, что существует прямая взаимосвязь между ценой и величиной предложения.

Неценовые факторы предложения: цены на ресурсы; на­логи и дотации; цены на другие товары; технология производ­ства; число продавцов на рынке; ожидания изменения цен.

Спрос и предложение товаров имеют различную степень чувствительности к изменению определяющих их факторов. Мерой такого изменения служит эластичность спроса и элас­тичность предложения.

Эластичность спроса по цене характеризует степень зависимости объема покупаемого товара от колебания ры­ночных цен. Можно выделить три варианта этой зависимости:

1) снижение цены вызывает такое увеличение объема по­купаемого товара, что общая выручка производителя возрас­тает — эластичный спрос (Е > 1);

2) снижение цены в точности компенсируется соответст­вующим объемом покупки так, что общая выручка продавца остается неизменной — единично эластичный спрос (Е — 1);

3) снижение цены обусловливает незначительный рост объема покупаемых товаров так, что общая выручка падает — неэластичный спрос (1 < Е < 1).

Высокая эластичность спроса означает, что покупатели чрезвычайно чувствительны к любому изменению цены, и на­оборот, когда на рынке продается товар неэластичного спроса, то покупатели отличаются крайне низкой чувствительностью к колебаниям цены и всегда готовы покупать этот товар даже при значительном росте цены на него. Эластичность спроса за­висит от следующих факторов: наличия товаров-замените­лей; объема предложения товара; необходимости покупки; времени покупки.

Знание эластичности спроса по цене имеет важное значе­ние для предпринимателя, ведь если спрос на товар эласти­чен, производителю выгодно понижение цены, так как в этом случае его выручка будет возрастать, и наоборот.

Эластичность предложения в долгосрочном периоде повы­шается, что вызвано приспособлением производителей к бо­лее высокой цене и воздействием научно-технического про­гресса.

Еще одним элементом рыночного саморегулирования яв­ляется конкуренция.

Конкуренция (позднелат. — concurentia, от concurrere — сталкиваться, состязаться) — соперничество между участни­ками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров.

Черты конкуренции

Позитивные Негативные
• Ограничивает возможность воз­никновения монополий (от гр. mono — один, poleo — продаю), ко­торые контролируя основную часть производства или сбыта определен­ного товара, могут взвинчивать цены, снижать качество и т. д. • Создает возможность выбора для потребителя • Заставляет экономику гибко реаги­ровать на изменение обстановки • Способствует внедрению техниче­ских достижений в производство, улучшению качества продукции • Постоянное разорение многих товаропроизводи­телей • Отвлечение неоправдан­но больших средств на рекламу • Использование нечест­ных методов борьбы: — подкуп работников; — шантаж; — промышленный шпио­наж и др.

Конкуренция может существовать только при определен­ном состоянии рынка и быть свободной или монополистиче­ской.

Свободная (чистая) конкуренция — такой тип струк­туры рынка, при котором цена устанавливается в резуль­тате уравновешивания кривых спроса и предложения.

Монополистическая конкуренция — такой тип струк­туры рынка, где есть большое число продавцов, предлагаю­щих схожие, но не идентичные товары.

Виды рынков (исходя из типов конкуренции)

Рынок Бго характеристика
Чистой (свобод­ной) конкуренции Чистой монополии Существует множество мелких фирм, пред­лагающих на рынке однородную продук­цию. Нет ограничений на доступ той или другой фирмы к информации о состоянии рынка, о ценах на товары (услуги), ресурсы, о затра­тах и т. д. Нет ограничений на вступление новых фирм в отрасль, вход и выход из отрасли свободен. Продавец не может осуществить контроль над ценами, конкурентная фирма не может установить рыночную цену Отрасль, состоящая из одной фирмы. Эта фирма является единственным продавцом данной продукции, который уникален. Мо­нополист диктует цену. Фирма осущест­вляет контроль над ценой, так как аккуму­лирует все предложения. Для вступления других фирм в отрасль су­ществуют значительные барьеры
Монопол истичес -кой конкуренции Большое количество мелких фирм предла­гает разнородную продукцию. Ограниченный контроль над рыночными ценами. Вход и выход с рынка свободен. Каждая фирма стремится сделать свой то­вар уникальным. Но товары взаимозаме­няемы. Экономическое соперничество основано не только на цене, но и на неценовой кон­куренции
Олигополии (от гр. oligos — не­сколько, poleo — продаю) Существование на рынке малого числа крупных фирм (от 2 до 5), которые конт­ролируют его основную часть. Продукция может быть как однородной, так и разнородной. Вступление новых фирм в отрасль затруд­нено. Взаимозависимость фирм в принятии ре­шения о ценах на свою продукцию

Современное состояние рынка экономисты называют «не­совершенной конкуренцией», подразумевая под этим терми­ном монополистическую конкуренцию и олигополию.

Одним из условий, необходимых для бесперебойной рабо­ты рынка, является инфраструктура (от лат. infra — под + структура) рынка — совокупность рыночных институтов, обслуживающих рыночное хозяйство.

Важнейшим качеством рыночной инфраструктуры явля­ется способность улавливать сигналы, идущие от потребите­лей и их спроса, и адекватно на них реагировать.

Инфраструктура рынка

• Биржа (от лат. bursa — кошелек, мешок) — организаци­онно оформленный, регулярно функционирующий оптовый рынок однородных товаров, на котором заключаются сдел­ки купли-продажи крупных партий товара:

— товарная биржа — регулярно действующая организа­ция, в которой совершаются сделки купли-продажи массовых взаимозаменяемых товаров со стандартными качественными характеристиками;

— фондовая биржа — организованный рынок, на котором осуществляются сделки с ценными бумагами и иными финан­совыми документами;

— биржа труда — государственная структура, посредни­ческое звено между работодателями и наемными работни­ками;

• Институты, связывающие рынки в единое целое:

— транспортная сеть;

— система коммуникаций;

— информационные сети;

— страховые компании;

— суды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: