Рынок — совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг,
К условиям возникновения рынка относятся: общественное разделение труда; экономическая обособленность производителей; самостоятельность производителя.
Основными признаками рынка является следующие:
— нерегулируемое предложение — производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить;
— нерегулируемый спрос — потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать;
— нерегулируемая цена — цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения.
Рынок выполняет много разнообразных функций, среди которых главными считаются следующие.
Функции рынка
Наименование функции | Ее сущность |
Посредническая | Соединение производителей товаров и их потребителей |
Ценообразования | Установление равновесной цены на тот или иной вид товара — цены, при которой спрос на товар равен предложению товара |
Информационная | Предоставление информации о размерах того или иного производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары |
Регулирующая | «Перетекание» капиталов из менее выгодных отраслей производства с пониженными ценами в более прибыльные отрасли с повышенными ценами |
Санирующая (оздоровительная) | «Освобождение» экономики от неэффективной хозяйственной деятельности: банкротство нерентабельных предприятий и процветание общественно полезных производств |
Черты рынка
|
|
Позитивные | Негативные |
• Способствует эффективному распределению ресурсов, направляя их в те отрасли, где они в данный момент более всего необходимы, т. е. объективно формирует структуру производства • Стимулирует научно-технический прогресс и тем самым способствует ресурсосбережению в обществе • Направляет всю экономическую деятельность на удовлетворение потребностей человека и общества, т.е. создает материальную заинтересованность производить то, в чем есть потребность Стихийно координирует действия людей в процессе экономической деятельности, опираясь на принципы саморегуляции и сопоставляя экономические интересы | • Не гарантирует решение таких социально-экономических проблем, как безработица, инфляция, защита окружающей среды, обеспечение экономической безопасности, развитие фундаментальной науки • Распределяет продукты по результатам конкуренции, что приводит к социальному неравенству • Порождает тенденцию к монополизации производства, поскольку задача защиты от конкурентов приводит к сговорам и слияниям; научно-технический прогресс вызывает необходимость концентрации и накопления капитала • Не решает проблему внешних издержек (эффектов), т. е. издержек, не отраженных в ценах рынка, которые ложатся на плечи общества • Не может решить все региональные проблемы, которые связаны, прежде всего, с неравномерностью распределения природных, инвестиционных и человеческих ресурсов • Способствует циклическому развитию, в основе которого лежит необходимость обновления капитала |
В современной экономике существует не один рынок, а целая система рынков.
|
|
Система рынков.
Основа классификации | Виды рынков |
Действующее законодательство | • Легальный (законный) • Нелегальный (теневой) |
Товары и услуги | • Потребительских товаров (товарные биржи, ярмарки, аукционы и т. д.) и услуг • Средств производства • Рабочей силы • Инвестиций, т. е. долгосрочных вложений • Иностранных валют • Ценных бумаг (фондовые биржи) • Научно-технических разработок и инноваций • Информации |
Пространственный признак | • Мировой • Региональный • Национальный • Местный |
Тип конкуренции | • Чистой (свободной) конкуренции • Несовершенной конкуренции: чистой монополии; монополистической конкуренции; олигополии |
Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства
— Конкурентная среда: свободное ценообразование; многообразие форм собственности; отсутствие монополизации рынка; действие законов, охраняющих права частной собственности.
— Наличие резервов роста экономики (свободные капиталы, запас трудовых и природных ресурсов).
— Обеспечение подвижности ресурсов.
— Функционирование инфраструктуры рынка, организующей движение товарных и денежных потоков и обеспечивающей участников рынка необходимой информацией.
Основными параметрами, регулирующими поведение участников рынка, являются спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь.
Спрос отражает готовность покупателя приобретать товары и услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени. Спрос, таким образом, есть отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и могут купить.
Величина спроса отражает то количество товара, которое было бы куплено по некоторой цене за определенный период времени при данном характере спроса, т. е. неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.
Изменение спроса отражается изменением положения кривой спроса D, ее сдвигами (см. рис. 1). Каждая данная кривая спроса строится для неизменных неценовых факторов
Количество товара
Рис. 1. Изменение спроса
Qi Q2 Q Количество товара Рис. 2. Изменение величины спроса
Тогда сдвиг спроса происходит под воздействием изменения одного или нескольких факторов спроса.
Изменение величины спроса есть движение вдоль кривой спроса D при неизменности факторов спроса (см. рис. 2). Взаимосвязь между изменением спроса и величины спроса проявляется в следующем: когда спрос увеличивается, повышаются объемы спроса при всех ценах, и наоборот.